Найти тему

Там за горизонтом

Кадр из фильма "Гостья из будущего"
Кадр из фильма "Гостья из будущего"

А вы замечали, что говорить о будущем сейчас стало невероятно сложно? Чем закончатся двадцатые? Что нас ждёт в тридцатых? Люди перестали ощущать общие тенденции текущей эпохи, и ни одна из них уже не кажется основной, твёрдой и неколебимой. Будущее уже давно не видится заманчивым и счастливым. Но нет в обществе и противоположного ожидания ужаса. Американские фильмы про апокалипсис не интересны, они не воспринимаются как наиболее вероятный вариант развития событий. Грядущее в представлениях большинства людей стало просто неопределённым.

При этом, конечно же, необоснованные фантазии о будущем продолжают бытовать у тех, кто и сам обманываться рад. Например, православные ожидают всеобщего христианского ренессанса, массового обращения к вере и общественного запроса на следование каким-то архаичным традициям. Со стороны же это всё видится как поддержка со стороны государства и капитала некоей разросшейся мистической субкультуры, которая полностью подчиняется закономерностям моды.

Точно так же, как любые адепты религии поклоняются своему богу, либералы молятся на благословенный идеализированный Запад, а националисты на РКМП (Россию, которую мы потеряли).

Все эти приземлённые варианты «фэнтези» большинством населения воспринимаются как чудачества, виды юродства.

А ведь когда-то с определённостью будущего было всё совсем по-другому.

В 1980-е годы все проблемы казались решаемыми, несмотря на возникший у некоторых слоёв общества скепсис в отношении социализма. Любой советский пионер знал, что жизнь в стране постоянно улучшается и что всё идёт к воплощению образов коммунистической фантастики. Один из самых прекрасных детских фильмов той эпохи, «Гостья из будущего», созданный по произведению Кира Булычева, показывал развёрнутую на десятилетия вперёд созидательную тенденцию общественного развития. Вполне логичным казался переход из недавнего прошлого, связанного с индустриализацией и строительством новых городов, в дивный новый мир, ориентированный на всеобщее благосостояние и освоение глубокого космоса. Когда-то люди не летали даже на земную орбиту, но народы СССР сумели реализовать первую в мире космическую программу. И теперь, начиная с Юрия Гагарина, человек имеет выход за пределы нашей планеты. И наверняка через некоторое время станет реальностью то, что сейчас ещё далеко от своего воплощения. Надо лишь трудиться, творить. Такое мироощущение сохраняли многие люди тогда.

Но всё поменялось в 1990-е. Прежний мир с его добрыми и гуманными тенденциями рухнул. Герои «Гостьи из будущего» перестали быть нами-в-развитии. Думать о наступлении коммунизма стало не модно, теперь это казалось наивной глупостью. Совсем другая реальность и совсем другие перспективы открылись жителям развалившегося и поруганного СССР. Только бандиты, ловкие дельцы и их родственники смогут надеяться на счастливую жизнь. Вчерашние уважаемые люди, рабочие с заводов, инженеры, учителя, врачи и другие трудящиеся, вдруг лишились всего: своих предприятий, достаточных для нормальной жизни зарплат, гарантированных советскими законами прав. И ещё – население Советского Союза, обманувшее само себя буржуазными иллюзиями, потеряло своё будущее. Теперь уже не будет ни всеобщего благосостояния, ни массового энтузиазма, ни космоса. Криминальное подлое и угрюмое настоящее стало новой нормальностью, которая продлится до бесконечности. Бандитские драмы «Брат» и «Жмурки» наиболее точно отражали мироощущение того времени.

Следующие за «лихими девяностыми» десятилетия дали две сменяющие друг друга модели будущего. В начале путинской эпохи остепенившиеся приватизаторы и нувориши пересели из бандитских «шестисотых мерседесов» в новомодные «лексусы», обернулись в олигархов, стесняющихся «мокрушного» прошлого. Некоторый экономический подъём способствовал отвлечению от мрачных мыслей. Народ вспомнил перестроечные иллюзии о хорошем западном капитализме, который якобы имеет шанс прижиться и у нас. Все, кто «с мозгами», должны теперь превратиться если не в добропорядочных предпринимателей, то, по крайней мере, в «средний класс». Словечки «менеджер», «бизнес-план» и «оптимизация налогообложения» стали своеобразным маркером, обозначавшим «перспективных» людей. Хотя при этом рабочие и учителя по-прежнему считались изгоями, ни к чему не приспособленными аборигенами.

Однако благодушие длилось недолго. Начавшаяся с 2008 года ссора российских «элит» с благословенным Западом за считанные месяцы разрушила миф о светлом капиталистическом рае, ожидающем всех за ближайшим углом. Чиновники вдруг назвались патриотами, от «бизнеса» тоже требовался уже не такой как раньше компрадорский пыл. Особы, приближённые к высшим сферам управления, стали вслух рассуждать о своём идеале, временах царя Николая II. В официальных речах и документах замелькало слово «импортозамещение». Типа, мы возродим «империю» без этих ваших европейских и американских ценностей.

А как же люди, жители России и тех осколков СССР, которые не уплыли в Евросоюз, не скатились в фашизм и не стали возвращать средневековые традиции?

Миллионы бывших граждан СССР и их потомков отчаялись надеяться на какое-то определённое будущее. Все эти десятилетия «реформ» и изменений каждый раз только ухудшали жизнь простых людей. В наше время смотреть вперёд и видеть что-то кроме бесконечного загнивания кажется уже каким-то необоснованным оптимизмом. Спроси любого о том, что нас ждёт, – и наиболее частым будет ответ, что хотелось бы надеяться на что-то хорошее, да только вот надежды подкрепить нечем.

И всё же, думая о ходе времени, многие вздыхают о том мире, откуда Алиса Селезнёва когда-то, благодаря творческой фантазии К. Булычёва, посетила наши восьмидесятые. Сидя в далёком 1989 году где-нибудь в Грозном, Донецке или Мариуполе, хотелось мечтать о безопасном, высокоразвитом и гуманном обществе. Сложно было представить, что будущее этих городов в реальности будет связано с артиллерийскими обстрелами и массовой гибелью мирных жителей.

Будущее не предопределено. Ясно, что мировой кризис становится системным. Воронка закручивается всё круче и круче, и вряд ли из всей этой заварухи население Земли выйдет как из кинотеатра, где показывали волнующую драму. Наверняка впереди нас всех ждут трудности и борьба. Но теперь-то мы хоть знаем, что благодаря опыту строительства социализма в СССР все лучшие образы советской фантастики могут быть воплощены в реальности.

Так что вперёд, к светлому будущему!

DJ ReD