Серийный ВАЗ-2105, с точки зрения экстерьера являясь дальнейшей эволюцией ВАЗ-2101, имел ещё более длинные передний и задний свесы кузова, чем ВАЗ-2103. В условиях кольцевых гонок лишние миллиметры неминуемо выливались в лишние килограммы, а с технической точки зрения конструкция серийной «пятёрки» никаких новых резервов не предлагала. Именно поэтому по соотношению веса и мощности оптимальным вариантом для кольцевых гонок долгие годы оставался ВАЗ-2101.
С другой стороны, ВАЗ-2105 и -07 из всех классических седанов Волжского автозавода появились на конвейере последними – когда все технические изыскания по заднеприводным кольцевым машинам находились в наивысшей точке развития. В ту пору активно применялись всевозможные методы облегчения кузова вкупе со стальными каркасами безопасности вварного типа, самоблокирующиеся дифференциалы, кулачковые коробки передач, а методы форсировки атмосферных двигателей позволяли снимать до 100 л.с. с литра рабочего объёма.
Всё это в конце концов позволило кольцевым «пятёркам» стать по-настоящему быстрыми машинами и занять достойное место в истории отечественного автоспорта.
Впервые в рамках Чемпионата СССР автомобиль ВАЗ-2105 появился 19 апреля 1981 года – на первом этапе в гонке автомобилей с объёмом двигателя 1300 см³ (группа А2, класс 7). На трассе Рустави в тот день стройные ряды из восемнадцати ВАЗ-21011 были разбавлены тремя «пятёрками». Интересно, что новую модель ВАЗа использовали тогда не тольяттинцы, а Янис Алликс из Валмиеры, Роман Янковский из Минска и Григорий Левицкий из Кишинёва. Самым быстрым из них оказался Левицкий, он закончил гонку четвёртым и в том же году блеснул в гонке Кубка Дружбы, финишировав шестым.
Однако совсем не сразу ВАЗ-2105 смогла нарушить гегемонию первой модели ВАЗа в гонках: несколько лет кряду «пятёрок» на старт Чемпионата СССР выходило совсем немного (и совсем редко использовалась «родственная» модель ВАЗ-2107), и гонщики, даже «быстрые прибалты» Валерийонас Вайшвила, Эгилс Матисс и Роланд Дуда, иногда заезжали на этих машинах в первую десятку или оказывались в шаге от подиума, но не более…
Прорыв случился в 1984-м, когда в гонке первого этапа чемпионата Союза (всё на той же Рустави) тольяттинец Юрий Кацай финишировал вторым, уступив только москвичу Алексею Григорьеву на ВАЗ-21011, а чуть более, чем через месяц, дважды разделил подиум с ещё одним гонщиком на ВАЗ-2105, Юрием Серовым из Киева, и стал по итогам сезона чемпионом СССР.
Юрий Кацай: «В те годы я входил в Сборную СССР, а сборникам ДОСААФ выделял автомобили – так мне досталась ВАЗ-2105, и я подготовил её для гонок. «Пятёрка» и «копейка» по сути мало чем отличались, но ВАЗ-2105, новая модель, была очень привлекательной и сразу мне понравилась. С ней пришли первые большие успехи – тут и гоночный опыт сыграл роль, и сам автомобиль.»
Григорьев же вскоре тоже пересел на «пятёрку» и в 1986 году оформил на ней чемпионство, да и в целом в середине 1980-х начался постепенный переход на новую модель в тех кольцевых классах, где ещё недавно основным «оружием победы» считалась ВАЗ-21011.
Помимо указанных спортсменов, побед и подиумов за рулём ВАЗ-2105 в различных кольцевых классах добивались Владимир Егоров, Александр Воронин, Александр Швыдкий, Сергей Гурьянов (все – Тольятти), Михаил Тараканов и Андрей Поздняков из Ленинграда, Олег Киверт, Иосиф Малевский и Витаутас Тарайле из Вильнюса, Гунтарс Юдейкс и Янис Алликс из Валмиеры, Роланд Дуда и Эгилс Матисс из Риги, Владимир Сухов из Видного, Леонид Протасов из Киева и Владимир Понедельник из Черкасс.
Однако история ВАЗ-2105 в советском кольце получилась короткой – к 1988 году, когда с серийного производства была снята модель ВАЗ-2101, и гонщики на «пятёрках», казалось, наконец-то как следует «раскатились», на пятки им вдруг начали наступать спортсмены на новейшей ВАЗ-2108… В 1989-м Юрий Кацай, которому ВАЗ-2105 принесла три титула чемпиона СССР (в 1984, 1987 и 1988 годах), присоединился к землякам, тольяттинцам Владимиру Егорову и Борису Маслову, пересев на «передний привод» - и сходу выиграл первый этап чемпионата страны.
И всё же ВАЗ-2105 ушла красиво: 9 июня 1991 года латыш Роланд Дуда, на домашней трассе Бикерниеки выиграл второй этап Чемпионата СССР в классе А-1300, удержав позади Александра Белова на ВАЗ-2108.
Роланд Дуда: «Трасса Бикерниеки ошибок не прощает. Про один из поворотов, «Локоть» (Elkonis, лат.), гонщики говорили, что у меня получается проходить его, как ни у кого. А другой поворот, «Мост», нужно было проходить на полном газу, но это могли сделать только два-три человека. Перед каждым этапом чемпионата Союза я неделю тренировался на трассе – результат был, только если ты работал. Кацай и Нуждин, которые быстро ехали здесь, добывали эту скорость потом и кровью.»
В каком-то смысле та победа Роланда Дуды на ВАЗ-2105 резюмировала собой всю обширную эпоху советского кузовного «кольца».