Поселиться в научном городе и стать последователем знаменитого ученого, переместиться в далекое будущее на машине времени, оказаться в прошлом, например, в Древней Греции или на Диком Западе, плыть под алыми парусам по следам великих путешественников.
Чудеса? Фантастика? Нет! В международном летнем лагере «Дубравушка» все именно так и происходит, потому что каждая смена – тематическая. Большая ролевая игра на 12 дней, с завязкой, развитием действия, кульминацией, финалом. Расскажем, как проходят смены, и почему детям понравится в лагере.
Что получит ребенок от участия
в тематической смене
В каждой смену мы закладываем 3 важные ценности:
1. Польза
Во всех мероприятиях, будь это квест или театральное шоу, в работе вожатого с отрядом обязательно есть познавательная составляющая, чтобы дети не просто поиграли и им было весело, но и узнали что-то новое, получили полезные навыки, которые пригодятся в жизни.
2. Безопасность
Как физическая, так и психологическая. Когда мы готовим то или иное мероприятие, например, квест, то учитываем, как дети будут его проходить. Все задания безопасны: во время выполнения ребенок не поранится и не ударится, психологически комфортны: участвует каждый ребенок, никто не чувствует себя выпавшим из процесса.
3. Смена – яркое событие
Все дни смены должны стать запоминающимися и удивительными для ребенка, чтобы он уехал из лагеря воодушевленным, хотел рассказать о своей поездке всем!
В лагере дети не только играют и развлекаются, но и личностно растут.
Через идею смены мы показываем ребенку: ты и есть настоящий волшебник. Все начинается с тебя! Твои действия и поступки приводят к тому или иному развитию событий. Когда ты преодолеваешь себя, меняешь внутренние установки, становишься сильнее, дружелюбнее, правильнее, то и мир вокруг меняется.
Участвуя в наших тематических сменах, дети постепенно осознают важность:
- актива, включаются в разные виды деятельности, готовы с вдохновением их воспринимать;
- ответственного отношения при подготовке к мероприятиям, что здорово развивает современные навыки реализации себя в мире;
- взаимной поддержки, так как отряды проходят одинаковые ступени, формируется понимание: я стремлюсь к сообществу, которое активно, деятельно, творчески реализовано, хочет пробовать новое, готово поддерживать идеи других людей.
Почему ребенку понравится и будет интересно
Работа над программами начинается еще осенью. Ее организует программный руководитель - человек, который не только умеет придумывать, но и имеет педагогическое образование, большой практический опыт работы с детьми в лагере. В программах учитываются возрастные особенности детей, поэтому интересно и 6-летнему ребенку, и 16-летнему подростку, они участвуют в одних и тех же общелагерных мероприятиях, просто глубина познания и уровень сложности будут разными. У младших отрядов больше игры, знакомство с новым через игру, радость от постройки макета, раскрашивания, сплочения команды, а у старших - радость от общения со сверстниками, от новых навыков, например, проектирования.
Параллельно с созданием программ происходит серьезная практическая и психологическая подготовка вожатых. Они подбираются под возраст детей. Например, на старших отрядах работают вожатые, которые смогут более глубоко раскрыть тему, провести творческие мероприятия, которые будут интересны подросткам, а на младших - вожатые, которые будут много и увлеченно играть, и именно в игре научат детей новому.
Расскажем о трех тематических сменах, которые уже были в лагере. Они абсолютно разные, но каждая по-своему интересна.
Дикий запад
Наш лагерь превратился в необычную деревню «СНЫ МИРА», в которой есть тайный орден индейцев, живут настоящие вожди племен, старейшина и шаман. В деревне случилось событие, которое перевернуло ее мироздание. Символ «Ловец Снов» потерял свою силу, и все индейские племена и мир в целом оказались под угрозой. Плохие сны и дурные предчувствия начали распространяться по миру, и все хорошие и цветные сны стали чернеть, приносить людям тревогу. Именно поэтому в деревню решили пригласить бледнолицых, то есть детей, посвятить их в индейцы и вместе найти решение.
В первую неделю дети проходили «Тропу индейцев»: отряды получали детали для постройки вигвама: огромное полотно, краски, перья, конструкцию, презентовали его, а также отрядное место, ритмический танец, посвящались в индейцы.
На второй неделе дети возвращали «Ловцу Снов» былую мощь, восстанавливали баланс между добром и злом в мире. После каждого мероприятия они находили один из элементов для «Ловца Снов»: уважение, любовь, веру, силу духа, верность другу и делу, преданность своей мечте, природу как источник жизни и силы.
Идея этой смены заключалась в волшебстве через внутреннее преобразование: стань лучше, сильнее, стань героем! Начни с себя, чтобы спасти мир.
Экономическая смена
Если индейцы - это сказочная тема, то на Экономической дети постигали азы экономики, развивали финансовую грамотность, эволюционировали из простого общества в культурное с традициями.
Лагерь превратился в остров Катан, который необходимо было заселить и обустроить, сделать его индустриальным. На острове есть Хранитель Гавани, который открыл его, но понял, что одному жить одиноко, поэтому отправил оповещение на Большую Землю, пригласил Колонизаторов - вожатых, которые смогут обустроить остров, построить город и возвести инфраструктуру. У каждого города была своя культура и валюта, поэтому остров стал многонациональным.
Колонизаторы пригласили в свои поселения новобранцев - детей и вместе с ними осваивали новые земли, создавали с нуля свой город мечты. Но сначала дети обучались азам экономики и градостроительства.
В течение смены поселения зарабатывали деньги и меняли их на шаблоны, картон, инструменты (краски, кисточки, фломастеры, наклейки, ленты, помпончики, китайские фонарики) для стройки. Каждый отряд открыл в банке лицевой счет, завел свою финансовую историю, распоряжался игровыми деньгами в зависимости от целей.
На второй неделе Хранители Гавани передали поселенцам важный секрет. Для того, чтобы остров достиг процветания, всем поселениям необходимо было объединиться и посадить первые деревья, которые будут разрастаться и дарить тень уставшим путникам, станут историей для будущих поколений. Отряды прошли испытания от Хранителей Гавани, доказали что у всех жителей храброе сердце, и они умеют дружить.
Путешествие по Древнему Египту
В этой смене действие происходило в долине Нила, где располагался дворцовый комплекс с мудрецами. Они пригласили детей в «Школу археологов».
Ребята прошли обучение по нескольким дисциплинам, например, на «Загадках Древнего Египта» знакомились с его историей, традициями и обычаями, на «Магии театрального искусства» демонстрировали свой актерский талант, а на «Испытании водами Нила» показывали слаженность командной работы. Последним было «Небесное испытание» от богинь Нут и Тефнут – итоговый экзамен, где каждый Дворец показал все полученные знания, прошел обряд посвящения в археологи.
На второй неделе дети помогали освободить солнце, которое заковал в клетке длинного лабиринта змей Апоп. Они получали подсказки от Ра, путешествовали по комнатам пирамиды и выполняли задания в каждой из них, собирали подсказки в виде артефактов - ключей.
На это лето мы подготовили не менее увлекательные и яркие смены, и уверены, что у ребёнка не возникнет вопроса, зачем участвовать в том или ином мероприятии. Каждое его действие будет наполнено смыслом, например, помочь симпатичным учёным попасть в будущее или собрать заветный чемоданчик путешественника. А для этого выполнить интересные задания, пройти квест, подготовить проект.
Все в лагере, от директора до ребенка, играют роли, наполняя их ежедневно новым содержанием. Это позволяет детям ярче раскрыться, реализовать свой творческий потенциал, выбрав неожиданный для себя образ.
Ребята, приехавшие в лагерь впервые, быстрее адаптируются к новым условиям благодаря вовлечению в игру со смыслом и командному взаимодействию со сверстниками.
Читайте также: