Найти в Дзене
Читает Юрий Гуржий

Борьба за огонь" и другие любимые книги детства...

Сегодня об истории появления великолепной "первобытной серии" повестей Жозефа Рони Ст.

Аудиокнига в моем исполнении 👆

Сначала у неистощимого на идеи Жозефа Рони-старшего появился оригинальный цикл об одержимом ученом Альглаве.

Этот дотошный исследователь обнаружил в дебрях Африки племя гориллоидов, этакое переходное звено от обезьяны к человеку. Огромные, волосатые обезьянолюди со своими обычаями, примитивной культурой приняли сего профессора в свое племя, ибо по уму находились на уровне человека конца третичного периода.

О необычных приключениях ученого писатель и поведал изумленному читателю 1891 года в захватывающей повести «В дебрях Кьямо».

Да так живо и красочно, что от него требовали неприменно их продолжений!

Поразмыслив маленько, автор отсылает неугомонного Альглава… в неисследованные джунгли Амазонки.

Так в повести «Чудесная страна пещер» появляются рукокрылые обитатели подземных катакомб, «попытка природы создать летающего человека». В их необычном мире и разворачиваются дальнейшие открытия ученого.

Заканчиваются они «Сокровищами снегов», (напечатанными в 1899 году), где неутомимый Альглав достигает стылого Крайнего Севера. Однако там, в зеленом оазисе, обнаруживает первобытные племена и животных эпохи раннего палеолита. Люди эти были «потомки первобытной расы, сохранившие в неприкосновенности язык и быт», благодаря теплу подземных вулканических сил.

Как видно, Рони-старший, обладая потрясающим воображением, был увлечен удивительным миром древних людей!

Этих бесстрашных охотников на мамонтов во время беспощадного наступления ледников. Он был очарован тайнами исчезнувших во мраке тысячелетий племен. И тем временем, в котором тесно переплеталась девственная красота природы и жестокость живого мира. И он будет к той эпохе постоянно возвращаться. Даже спустя свои творческие десятилетия!

Захватывающей дух повестью «Вамирех. Человек каменного века» писатель открывает серию этих потрясающих произведений.

И он прославляет Вамиреха — отважного воина и охотника, которому под силу не только победы над громадными пещерными львами и дикими быками, но и познание чужедальних, опасных краев и племен, что требовало отваги не меньшей, а ума еще большего!

Перо талантливого сочинителя не запуталось в дебрях времени. Продолжением этой повести стали «Борьба за огонь» и «Хищник-гигант». Они захватывают историей молодого охотника Нао, который проходит сквозь горнило борьбы с грозной природой и врагами. Добывает живительный огонь и спасает от гибели свое ослабевшее племя уламров.

В «Хищнике-гиганте» нас завораживают военные и охотничьи подвиги сына того Нао, смелого Уна и его друга Зура, которые с рисом для жизни пускаются разведывать места охоты для племени. В пути, в поисках нового и неизведанного, они одерживают победу над саблезубым тигром и гигантским питоном, приручают пещерного льва и заключают союз с мамонтами и необычными Лесными людьми.

А повести «Эйримах» и «Пещерные люди», дополнили этот остросюжетный «первобытный сериал».

Жаждой любознательности и борьбой за огонь постижения у мира эти книги и их герои буквально притягивали к себе энергичных мальчишек всей земли!

Тут пора сказать, что в нашей России с книгами Ж. Рони-старшего происходило что-то загадочное, ну странное-таки… Их почему-то упорно обходили стороной и издавали от случая к случаю. Хотя ими зачитывался весь мир.

Так, «Вамирех» был издан в Париже в 1892 году. У нас же его напечатали в Москве только в 1959 году, и то, в урезанном, сокращенном варианте.

А знаменитая диалогия Рони «Борьба за огонь» (1911 г.) и «Хищник-гигант» (1920 г.), когда они к нам пришли?

Сначала в России почему-то напечатали вторую часть «Хищник-гигант», это в Петрограде в 1924 году. За ней опубликовали первую часть «Борьба за огонь» в 1958 году.

Почему-то переиздаются эти классические повести, как и прежде, в сокращенном переводе? И почему наши литературоведы не упомянули повесть братьев Рони «В союзе со львом», помещенную в 1909 году в журнале «Природа и люди». Может, она им вовсе неведома?

С известной трилогией об ученом Альглаве россиян «порадовали» опять сжатым переводом «Сокровища снегов», в журнале «Искатель» аж… в 1963 году. Ну и дела…

Вот только российские литераторы, те не терялись и лихо использовали сюжеты и творческие открытия Ж. Рони-старшего.

Профессор Обручев во время Первой мировой войны сочинил известную «Плутонию» и «Землю Санникова», по подобию «Сокровищ снегов».

Александр Беляев сотворил знаменитого «Человека-амфибию» и «Ариэль» о летающем мальчике, используя мотивы повестей Ж. Рони-старшего «Нимфея» (1909 г.) о водных людях и «Чудесная страна пещер» (1896 г.) о летающих людях.

Однако сей приоритет Ж. Рони-старшего почему-то скромно замалчивается, как и следование ему со стороны маститых иностранных писателей.

Вспомните «Затерянный мир» Конан-Дойла, с чудаком-ученым Челленджером, открывшим в дебрях Южной Америки плато с доисторическими людьми и чудовищами.

Или роман Г. Р. Хаггарда «Ледяные боги», о первобытных охотниках эпохи великого оледенения, впервые изданный у нас в 1924 году.

Сюда же можно отнести и произведения Д. Лондона «До Адама», «Сила сильных» и Г. Уэллса «Это было в каменном веке», о далеком прошлом человечества.

Почему этих мощных классиков мировой литературы так неудержимо заносило и влекло именно в открытые необычные миры Ж. Рони — старшего?!

По проторенной дороге Ж. Рони-старшим в заманчивое и загадочное прошлое потопали десятки подражателей из других стран. Но пальму первенства, разработку темы о первобытных людях, следует отдать ему, который силой с воображения, интуитивными догадками, помноженными на археологические исследования, восстанавливал для пытливых читателей огромный, исчезнувший мир забытого времени.

Конечно, надо отдать должное талантливым книгам наших современников, как С. Каратова «Быстроногий Джар» из жизни людей каменного века или А. Линевского «Листы каменной книги». И мы, школяры, зачитывались ими в детстве, проглатывая их несчетное количество раз. И они не забудутся никогда…

И мне вспоминается суждение поэта Валерия Брюсова о таких книгах: «Перенося действие вглубь времен, романисты до известной степени создают обстановку фантастическую, во всяком случае не похожую на нашу. Особенно это относится к романам из доисторической эпохи. Здесь научные сведения переплетаются с вымыслом из-за недостатка сведений».

Фэнтези
6588 интересуются