Найти в Дзене

​Почему на Западе запрещают русскую культуру?

Почему на Западе запрещают русскую культуру?

С начала спецоперации на Украине во всём мире начали «отменять» российских деятелей культуры. Причём не только нынеживущих, но и уже умерших. Уже отменили концерты Гергиева, Мацуева, Нетребко, гастроли Большого и Мариинского театра. И если отказ сотрудничать с ними объясняют тем, что «они поддерживают Путина», то отмену в Чехии оперы Чайковского мотивировали просто — «скрытая пропаганда». Это не лишено смысла, так как культура — это мощная гуманитарная технология, технология «мягкого» влияния, способная вызывать невероятную любовь (или, наоборот, ненависть) к определенной нации или стране.

Приведём простой пример. С 1908 года великий русский импресарио Сергей Дягилев организовал выездные гастроли русского балета. Он привозил русских артистов балета в Париж, Лондон, Лозанну и другие европейские города. Сначала это были просто гастроли, позже Дягилев и вовсе начал заказывать самым талантливым российским композиторам балеты на определённую тематику. «В нём должна быть русская душа» — говорил Дягилев Игорю Стравинскому, когда просил его написать балет «Жар-птица», основанный на русском фольклоре.

И Стравинский написал не только «Жар-птицу», но и «Петрушку», и «Весну священную». Каждое из этих произведений — это невероятный прорыв, оказавший огромное влияние на всю культуру ХХ века. Но, помимо этого, это ещё и кусочек русской души, которую Стравинский с помощью своей музыки открывал для европейцев. В итоге, русский балет произвёл настоящий фурор, «переоткрыв» Россию и её культуру для западной аудитории. Появилась мода на русские имена, русские костюмы, стали возникать мастерские по прикладному русскому искусству. Европейцы безпамяти полюбили Россию и всё русское.

Со времён «Русских сезонов» прошло чуть менее 100 лет, но европейцы не забыли этот опыт. И, конечно, правительство современной Европы, находясь под давлением Штатов, вынуждены поддерживать «отмену» этой осознаной, даже интеллектуальной, любви к России. Все всё понимают.