Сценарий познавательной игры «Культура народов России»,
посвященной Году культурного наследия народов России
Цель игры: знакомство обучающихся с народами, проживающими на территории России.
Задачи: формирование у обучающихся уважения к истории и культуре народов России через знакомство с обычаями, традициями народов, проживающими на территории Российской Федерации.
Вед. Добрый день, здравствуйте! Рада приветствовать Вас в этом светлом зале. При входе вы получили конвертики. Откройте их. Ваша задача, из фрагментов составить картину. По одинаковым картинам вам надо разбиться на группы и занять места за столами.
Музыкальный фон
Вед. Итак познакомимся с группами. Какие картины у вас получились? (изображение флагов России, Башкортостана, Татарстана)
Вед. Как вы думаете, о чём пойдёт наш разговор? Почему мы выбрали именно эту тему?
Варианты ответов
Вед. 2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России.
Соответствующий Указ №745 от 30 декабря 2021 года подписал Президент Российской Федерации Владимир Путин. Согласно Указу, Год культурного наследия народов России проводится в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей России.
В России проживают множество народов. У каждого народа есть свои традиции, язык, ремёсла, обряды, культура… Мы вместе вспомним и узнаем что-то новое об особенностях жизни народов, которые проживают на территории России.
Народное искусство (фольклор) — это создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта и национальных традиций, бытующие в народе, поэзия (предания, сказки, эпос), музыка (песни, наигрыши, пьесы), театр (драма, театр кукол, сатирические пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Нематериальное культурное наследие — обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты.
Каждая группа выполнить мини проектную работу – альбом, которую будете заполнять в ходе мероприятия.
Итак, 1 страница нашего альбома.
Народный промысел. Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране. Каждый уголок России имеет собственный народный промысел.
Резьба и роспись по дереву, тиснение на коже и ювелирное дело, вышивка и аппликация, ковроделие и художественное ткачество, изготовление украшений из кораллов, бисера и монет, узорная вязка-таковы наиболее характерные формы декоративно - прикладного искусства.
1. Гжель (Московская область)
2. Жостовкая роспись
3. Хохлома
4. Кружева вологодские и елецкие
5. Каслинское литьё (Челябинская область)
6. Малахитовые изделия (Урал)
Народный промысел Башкоротстана и Татарстана
Но есть игрушка, которую по праву считают самым известным и популярным русским сувениром. История создания очень интересна и до сих пор вызывает вопросы. Существует версия, согласно которой русский мастер создал её, увидев аналогичную фигурку, привезенную из Японии. Японская символизировала местных богов счастья. Существовали такие игрушки и в других культурах, например, в Индии и в Китае. Что это за игрушка?
Теперь каждая команда создаёт свой дизайн-проект, который возможно послужит, вполне возможно, брендовым сувениром нашего лицея и расскажет, что она символизирует. Изготовление 2-3 мин
2. Дефиле национальной одежды.
Поэзия народного костюма!
Пленяет самобытный силуэт.
Как утончённый аромат парфюма,
Надолго в памяти оставит след.
Сберечь традицию отцов в одежде,
Эстетику души и колорит...
Гармонию постичь в убранстве прежнем -
Поэзия костюма покорит!
Костюмы каких народов представлены перед вами? В каждом костюме не хватает какого-то элемента. Ваша задача дополнить костюм.
3. Угадай мелодию музыка, песни, танцы
Песня и музыка — душа народа. Загубишь песню — убьёшь душу. Александр Островский
- Песня о национальной русской зимней обуви, свалянной из овечьей шерсти. (Валенки)
- Песня о паре домашних длинношеих птиц различной окраски, отличающихся веселым характером. (Два веселых гуся)
- Песня - обращение к состоянию атмосферного воздуха, при котором замерзает вода, а градусник опускается ниже нуля. (Ой, мороз, мороз)
- Песня о широко распространённой в России лесообразующей породе деревьев с бумажистой корой и тонкими, поникшими ветвями. (Во поле береза стояла)
- Песня о том, как седые горы провожали легендарного бесстрашного героя-генерала на священную войну (Шаймуратов Генерал)
- Песня о том, как полезная ягода уже зацвела в саду и как будто тоже скучает как я, а единственный где-то далёко (Борлегэн)
- Песня о том, как устали руки и сердце ноет и болит, от того, что тоскую о тебе (тала, тала, тала)
Есть песни, которые имеют авторов, но они настолько стали популярными, что их считают народными.
4. Музыкальные инструменты народов – «Угадай инструмент» на партах лежат картины с разными инструментами, выберите верный, и добавьте в альбом.
1) Этот инструмент - душа русского народа. По одной из версий она тюркского происхождения, по тюркски означает «дитя». Играя на ней успокаивали ребенка. По другой версии название связывают с манерой игры. Его определяли, как бренчание. Отсюда появилось отношение к инструменту как к несерьезному (балалайка)
2) С древнейших времён восточные славяне употребляли этот инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для ритмизующего сопровождения пения или пляски. Использование этих инструментов родственно хлопанию в ладоши, притоптыванию, что существовало у всех народах мира с древности. (ЛОЖКИ)
3) причисляют к группе духовых музыкальных инструментов. Более всего он схож с флейтой. Выглядит, как длинная дудка с отверстиями для выхода воздуха, расположенными на корпусе.
4) Изготавливается из дерева (агас-кумыз) или металла (тимер-кумыз). Кубыз является одним из древнейших музыкальных инструментов, инструмент этого типа найден в археологических раскопках на Русском Севере, известен как музыкальный инструмент народов Алтая, тюркских народов Поволжья и Урала.
5) Это инструмент широко распространен среди народов, имеющих тюркские корни: у казахов, узбеков, киргизов и, конечно, у башкир. Более всего, так уж повелось, этот инструмент был в чести у бродячих сказителей, так называемых сэсэнов. Они выступали на базарах, ходили по дворам и, наигрывая на трех струнах, рассказывали притчи, пели песни (Думбыра)
6) Распространенный народный инструмент, с греческого языка гармонь означает «созвучный», «стройный». Подлинное происхождение музыкального инструмента, до сих пор точно не установлено. Некоторые источники утверждают, что гармонь изобрели в Германии, другие – что в России. По одной из версий, гармонь придумал чешский мастер органного искусства.
Игра на курае
5. Игры, обычаи, праздники.
6. Притчи, сказки, былины, пословицы и поговорки
Сказка ложь – да в ней намёк, добрым молодцам урок!
1. Изобразить сказку, чтобы группа угадала группа. Репка, Шурале, Три медведя
2. Угадай поговорку-перевёртыш
“С ленью достанешь птицу с дерева”.
“Без труда не вынешь и рыбку из пруда”.
- Чёрная кочерга под землёй пролегла.
“Красное коромысло через реку повисло”. (Радуга)
- Умный умного не слышит близко.
“Дурак дурака, видит из далека”.
- Мужик на телегу - коню тяжелее.
“Баба с возу - кобыле легче”.
- Стоит на вилке, подобрав ручки.
“Лежит на ложке, свесив ножки”.
- Располагай одной копейкой и не располагай одним врагом.
“Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей”.
- Начал отдых - работай робко.
“Кончил дело, гуляй смело”.
- Стоячего колотят.
“Лежачего не бьют”.
- Чёрный молодец вышел на свободу, а лысину оставил в тюрьме.
“Красная девица сидит в темнице, а коса на улице”.
7. Просмотр ролика «Притча о гвоздях»
Итог классного часа
Сценарий познавательной игры «Культура народов России»,
посвященной Году культурного наследия народов России
Цель игры: знакомство обучающихся с народами, проживающими на территории России.
Задачи: формирование у обучающихся уважения к истории и культуре народов России через знакомство с обычаями, традициями народов, проживающими на территории Российской Федерации.
Вед. Добрый день, здравствуйте! Рада приветствовать Вас в этом светлом зале. При входе вы получили конвертики. Откройте их. Ваша задача, из фрагментов составить картину. По одинаковым картинам вам надо разбиться на группы и занять места за столами.
Музыкальный фон
Вед. Итак познакомимся с группами. Какие картины у вас получились? (изображение флагов России, Башкортостана, Татарстана)
Вед. Как вы думаете, о чём пойдёт наш разговор? Почему мы выбрали именно эту тему?
Варианты ответов
Вед. 2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России.
Соответствующий Указ №745 от 30 декабря 2021 года подписал Президент Российской Федерации Владимир Путин. Согласно Указу, Год культурного наследия народов России проводится в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей России.
В России проживают множество народов. У каждого народа есть свои традиции, язык, ремёсла, обряды, культура… Мы вместе вспомним и узнаем что-то новое об особенностях жизни народов, которые проживают на территории России.
Народное искусство (фольклор) — это создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта и национальных традиций, бытующие в народе, поэзия (предания, сказки, эпос), музыка (песни, наигрыши, пьесы), театр (драма, театр кукол, сатирические пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Нематериальное культурное наследие — обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты.
Каждая группа выполнить мини проектную работу – альбом, которую будете заполнять в ходе мероприятия.
Итак, 1 страница нашего альбома.
Народный промысел. Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране. Каждый уголок России имеет собственный народный промысел.
Резьба и роспись по дереву, тиснение на коже и ювелирное дело, вышивка и аппликация, ковроделие и художественное ткачество, изготовление украшений из кораллов, бисера и монет, узорная вязка-таковы наиболее характерные формы декоративно - прикладного искусства.
1. Гжель (Московская область)
2. Жостовкая роспись
3. Хохлома
4. Кружева вологодские и елецкие
5. Каслинское литьё (Челябинская область)
6. Малахитовые изделия (Урал)
Народный промысел Башкоротстана и Татарстана
Но есть игрушка, которую по праву считают самым известным и популярным русским сувениром. История создания очень интересна и до сих пор вызывает вопросы. Существует версия, согласно которой русский мастер создал её, увидев аналогичную фигурку, привезенную из Японии. Японская символизировала местных богов счастья. Существовали такие игрушки и в других культурах, например, в Индии и в Китае. Что это за игрушка?
Теперь каждая команда создаёт свой дизайн-проект, который возможно послужит, вполне возможно, брендовым сувениром нашего лицея и расскажет, что она символизирует. Изготовление 2-3 мин
2. Дефиле национальной одежды.
Поэзия народного костюма!
Пленяет самобытный силуэт.
Как утончённый аромат парфюма,
Надолго в памяти оставит след.
Сберечь традицию отцов в одежде,
Эстетику души и колорит...
Гармонию постичь в убранстве прежнем -
Поэзия костюма покорит!
Костюмы каких народов представлены перед вами? В каждом костюме не хватает какого-то элемента. Ваша задача дополнить костюм.
3. Угадай мелодию музыка, песни, танцы
Песня и музыка — душа народа. Загубишь песню — убьёшь душу. Александр Островский
- Песня о национальной русской зимней обуви, свалянной из овечьей шерсти. (Валенки)
- Песня о паре домашних длинношеих птиц различной окраски, отличающихся веселым характером. (Два веселых гуся)
- Песня - обращение к состоянию атмосферного воздуха, при котором замерзает вода, а градусник опускается ниже нуля. (Ой, мороз, мороз)
- Песня о широко распространённой в России лесообразующей породе деревьев с бумажистой корой и тонкими, поникшими ветвями. (Во поле береза стояла)
- Песня о том, как седые горы провожали легендарного бесстрашного героя-генерала на священную войну (Шаймуратов Генерал)
- Песня о том, как полезная ягода уже зацвела в саду и как будто тоже скучает как я, а единственный где-то далёко (Борлегэн)
- Песня о том, как устали руки и сердце ноет и болит, от того, что тоскую о тебе (тала, тала, тала)
Есть песни, которые имеют авторов, но они настолько стали популярными, что их считают народными.
4. Музыкальные инструменты народов – «Угадай инструмент» на партах лежат картины с разными инструментами, выберите верный, и добавьте в альбом.
1) Этот инструмент - душа русского народа. По одной из версий она тюркского происхождения, по тюркски означает «дитя». Играя на ней успокаивали ребенка. По другой версии название связывают с манерой игры. Его определяли, как бренчание. Отсюда появилось отношение к инструменту как к несерьезному (балалайка)
2) С древнейших времён восточные славяне употребляли этот инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для ритмизующего сопровождения пения или пляски. Использование этих инструментов родственно хлопанию в ладоши, притоптыванию, что существовало у всех народах мира с древности. (ЛОЖКИ)
3) причисляют к группе духовых музыкальных инструментов. Более всего он схож с флейтой. Выглядит, как длинная дудка с отверстиями для выхода воздуха, расположенными на корпусе.
4) Изготавливается из дерева (агас-кумыз) или металла (тимер-кумыз). Кубыз является одним из древнейших музыкальных инструментов, инструмент этого типа найден в археологических раскопках на Русском Севере, известен как музыкальный инструмент народов Алтая, тюркских народов Поволжья и Урала.
5) Это инструмент широко распространен среди народов, имеющих тюркские корни: у казахов, узбеков, киргизов и, конечно, у башкир. Более всего, так уж повелось, этот инструмент был в чести у бродячих сказителей, так называемых сэсэнов. Они выступали на базарах, ходили по дворам и, наигрывая на трех струнах, рассказывали притчи, пели песни (Думбыра)
6) Распространенный народный инструмент, с греческого языка гармонь означает «созвучный», «стройный». Подлинное происхождение музыкального инструмента, до сих пор точно не установлено. Некоторые источники утверждают, что гармонь изобрели в Германии, другие – что в России. По одной из версий, гармонь придумал чешский мастер органного искусства.
Игра на курае
5. Игры, обычаи, праздники.
6. Притчи, сказки, былины, пословицы и поговорки
Сказка ложь – да в ней намёк, добрым молодцам урок!
1. Изобразить сказку, чтобы группа угадала группа. Репка, Шурале, Три медведя
2. Угадай поговорку-перевёртыш
“С ленью достанешь птицу с дерева”.
“Без труда не вынешь и рыбку из пруда”.
- Чёрная кочерга под землёй пролегла.
“Красное коромысло через реку повисло”. (Радуга)
- Умный умного не слышит близко.
“Дурак дурака, видит из далека”.
- Мужик на телегу - коню тяжелее.
“Баба с возу - кобыле легче”.
- Стоит на вилке, подобрав ручки.
“Лежит на ложке, свесив ножки”.
- Располагай одной копейкой и не располагай одним врагом.
“Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей”.
- Начал отдых - работай робко.
“Кончил дело, гуляй смело”.
- Стоячего колотят.
“Лежачего не бьют”.
- Чёрный молодец вышел на свободу, а лысину оставил в тюрьме.
“Красная девица сидит в темнице, а коса на улице”.
7. Просмотр ролика «Притча о гвоздях»
Итог классного часа