Найти в Дзене
Живопись

Художники Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель: обоняя шедевры

Художники Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель. Основоположник барокко и его духовный наставник. Дуэт мечты от мира голландской живописи. Их творческий союз просто не мог не состояться. Результат их совместного труда не мог не стать шедевральным. Харизматичные и яркие персонажи, воплощённые меткой кистью Рубенса, стали аллегориями человеческих чувств. Растительное обрамление композиций, созданное Брейгелем, усилило эстетику и умножило символизм полотен. Сегодня полюбоваться этими скромными по габаритам, но грандиозными по степени влияния на весь последующий ход развития европейской живописи картинами можно в мадридском музее Прадо. Более того: с недавних пор музей предоставляет возможность ощутить себя почти что частью композиций этих легендарных работ. Как минимум — разделить часть ощущений, которые по замыслу великих голландских мастеров должны испытывать их персонажи. Идею создания уникального арт-проекта была фактически «подсказана» сотрудникам музея кардиналом Борромео. Современнико
Художники Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель. Основоположник барокко и его духовный наставник. Дуэт мечты от мира голландской живописи. Их творческий союз просто не мог не состояться. Результат их совместного труда не мог не стать шедевральным.

Харизматичные и яркие персонажи, воплощённые меткой кистью Рубенса, стали аллегориями человеческих чувств. Растительное обрамление композиций, созданное Брейгелем, усилило эстетику и умножило символизм полотен.

Ян Брейгель Старший и Питер Пауль Рубенс, «Аллегория обоняния», 1617, холст, масло, 65 х 110 см, Музей Прадо, Мадрид
Ян Брейгель Старший и Питер Пауль Рубенс, «Аллегория обоняния», 1617, холст, масло, 65 х 110 см, Музей Прадо, Мадрид

Сегодня полюбоваться этими скромными по габаритам, но грандиозными по степени влияния на весь последующий ход развития европейской живописи картинами можно в мадридском музее Прадо. Более того: с недавних пор музей предоставляет возможность ощутить себя почти что частью композиций этих легендарных работ. Как минимум — разделить часть ощущений, которые по замыслу великих голландских мастеров должны испытывать их персонажи.

Ян Брейгель Старший и Питер Пауль Рубенс, «Аллегория обоняния», 1617, холст, масло, 65 х 110 см, Музей Прадо, Мадрид, фрагмент
Ян Брейгель Старший и Питер Пауль Рубенс, «Аллегория обоняния», 1617, холст, масло, 65 х 110 см, Музей Прадо, Мадрид, фрагмент

Идею создания уникального арт-проекта была фактически «подсказана» сотрудникам музея кардиналом Борромео. Современником и большим поклонником творчества Яна Брейгеля. Выражая восхищение работой фламандца, он утверждал, что буквально «ощущает аромат самой весны», исходящий от изображения цветов на одном из упоминавшихся выше аллегорических полотен.

Этот речевой оборот, зафиксированный в переписке художника и кардинала, крайне заинтересовал сеньора Вергара. Хорошего искусствоведа, прекрасного администратора, а что важнее всего —ответственного руководителя департамента фламандского направления музея Прадо.

Ян Брейгель Старший и Питер Пауль Рубенс, «Аллегория обоняния», 1617, холст, масло, 65 х 110 см, Музей Прадо, Мадрид, фрагмент
Ян Брейгель Старший и Питер Пауль Рубенс, «Аллегория обоняния», 1617, холст, масло, 65 х 110 см, Музей Прадо, Мадрид, фрагмент

Идея Алехандро Вергара заключалась в следующем: зал, где выставлена «Аллегория обоняния» (равно как и остальные картины серии), следует оборудовать несколькими диффузорами, поочерёдно распространяющими ароматы изображённых на картине цветов. Что в принципе не является чем-то новым в практике живописных галерей мира. Но наш герой пошел дальше и предложил синтезировать максимально возможный спектр запахов, которые характеризуют композицию полотна. К примеру, запах циветты. Зверька, свернувшегося у ног Мадонны, изображённой Рубенсом. Вергар настаивал на присутствии данного специфического компонента ещё и на том основании, что в XVII веке этих животных использовали при создании духов, которыми пользовалась фламандская аристократия.

Ян Брейгель Старший и Питер Пауль Рубенс, «Аллегория обоняния», 1617, холст, масло, 65 х 110 см, Музей Прадо, Мадрид, фрагмент
Ян Брейгель Старший и Питер Пауль Рубенс, «Аллегория обоняния», 1617, холст, масло, 65 х 110 см, Музей Прадо, Мадрид, фрагмент

Ответственность за разработку проекта взял на себя Грегорио Сола, ведущий парфюмер испанского бренда Puig. Создание десятка основных ароматов потребовало нескольких месяцев нетривиальных экспериментов и непростых решений. Зато результат превзошёл даже самые смелые ожидания работников музея! За время сеанса, длящегося 45 минут, посетители зала, где экспонируются живописные аллегории Рубенса и Брейгеля, могут ощутить себя так, словно очутились в окружении первозданной природы...

Ян Брейгель Старший и Питер Пауль Рубенс, «Аллегория обоняния», 1617, холст, масло, 65 х 110 см, Музей Прадо, Мадрид, фрагмент
Ян Брейгель Старший и Питер Пауль Рубенс, «Аллегория обоняния», 1617, холст, масло, 65 х 110 см, Музей Прадо, Мадрид, фрагмент

Есть у этого проекта и его одна весьма важная, но на первый взгляд совсем неочевидная функция. Прежде многие посетители упускали из виду творения великих голландских классиков, отдавая предпочтение более габаритным и внешне харизматичным полотнам. Задумка Вергара превратила «Аллегории» в центральные экспонаты если не всего музея, то уж точно — всей экспозиции фламандских мастеров. Расставила верные акценты в смысле художественной ценности представленных здесь картин. По нашему скромному мнению, это и есть главное достижение проекта сеньора Вергара.

🎯 Автор Лёля Городная. Ваша подписка на канал «Живопись», «палец вверх», репосты очень важны для авторов. Поддержите канал своим участием! Большое спасибо!