Домашний питомец – мечта любого ребенка. Многие родители отказываются заводить в доме животное, опасаясь лишних хлопот. И зря! О том, как питомцы могут помочь в социализации ребенка, мы расспросили психотерапевта Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, сотрудника Национального медицинского исследовательского центра им. В.А. Алмазова, научного руководителя Института суицидологии Андрея Кашкарова.
ЛЮБОВЬ РОДОМ ИЗ СКАЗКИ
Вы никогда не задумывались о том, почему дети так любят братьев наших меньших? Дело вовсе не в том, что они милые, веселые, пушистые и «у всех друзей уже есть». На самом деле, корни детской любви к животным лежат гораздо глубже.
Взрослея, дети проходят несколько возрастных периодов, каждый из которых характеризуется по типовым и индивидуальным признакам. В целом в любом возрасте ребенку присуща сензитивность – восприимчивость к новому: так он познает мир. Сензитивность проявляется в разных сферах, к примеру, в чтении книг. Ученые всего мира давно обратили внимание на такую сферу воздействия и воспитания, как библиотерапия и сказкотерапия. И дело тут не в том, что книги или рассказы, поведанные родителем ребенку вслух, успокаивают. На самом деле они открывают развивающейся личности малыша другой мир, в который он верит, как в реальный мир верит взрослый.
Именно это лежит в основе детской непосредственности, веры в чудеса, наивности и видения мира в особом простом, бесхитростном понимании – в отличие от видения того же мира взрослым человеком через призму его эмпирического опыта, разнообразия успехов и разочарований, неизбежно приходящих при социальном взаимодействии с другими.
К счастью, не только взрослые учат детей, но и наоборот. Если бы меня спросили, то я вообще бы обращался к детям за консультацией о сложных «взрослых» решениях. Понятно, что ответ ребенка требует всестороннего анализа и трансформируется взрослым во взрослое решение с учетом допусков и соответствий, однако сама идея, заложенная в непосредственном детском ответе, является крайне важной.
Иногда ребенок видит такие простые и верные решения сложных проблем, которые никогда не придут в голову зашоренным взрослым. Тем людям, детство которых было насыщенным и счастливым, иногда удается сохранить присущее совсем юным желание мечтать, играть, «превращаться», не бояться обсуждений и осуждений. Таких взрослых мы часто называем креативными.
Так вот, малыш растет, видя перед глазами «параллельную», сказочную реальность мира. Из сказок, мультфильмов, игр в детское сознание приходят друзья-животные. Волшебный Сивка-бурка и верный Конек-Горбунок превращают деревенского дурачка в сказочного принца. Мудрый Серый Волк регулярно спасает простоватого Ивана-царевича. Сильные гордые Орлы выручают хоббита Бильбо Бэггинса. Прекрасная Царевна-Лебедь выходит замуж за князя Гвидона... Эту любовь четвероногим сказочным героям дети переносят во взрослую жизнь.
В реальной жизни они сталкиваются с животными в естественной форме. Да, есть различия картины мира, формируемой по месту жительства: в сельской местности кое-где можно увидеть и потрогать коров, коз, овец, иногда лис и других животных – в подсобном хозяйстве, на природе, в лесу; в мегаполисах урбанистическая культура давно ограничила такие возможности непосредственного общения с животными, но оставила лазейки в формате зоопарка, зоомагазина, цирка, а также кошек, собак и птичек на улицах. И вот свое сказочное восприятие животных ребенок переносит на реальных зверей и птиц
ДРАКОН ИЛИ КОТИК?
Выбор домашнего животного связан не только с детскими предпочтениями, но и, почти всегда, с возможностями и планами родителей. Спросите любого ребенка: какого питомца он хочет? По опросам, неоднократно проводимым во время диссертационного исследований в РГПУ имени Герцена, а также из личного опыта воспитания пятерых детей, я знаю, что дети хотят динозаврика, дракона, лисенка, волчонка, змею, мангуста, сову. Словом, тех, чьими образами наполнено сознание при освоении книжек, сказок, мультфильмов. В качестве компромисса дети постарше согласны на собачек, кошек, козлят, морских свинок, мышат, хомяков, рыбок.
Родители, которые не хотят в городской квартире иметь волчонка, змею или петушка, направляют мысль и волю ребенка по своему усмотрению, выбирая животное под себя и подталкивая ребенка к тому же выбору смысловыми аргументами и рассказами: повторяя образы одних животных и не говоря о других. Примерно так же с сознанием детей и взрослых работают реклама и пропаганда.
Очень часто ребенок хочет выбрать сам, но не может по условиям своей зависимой от взрослых роли. И ребенок соглашается «хотя бы на что-то», мечтая о другом… Когда-нибудь, став взрослее и сильнее, он будет выбирать сам. Исследования подтверждают: мы, став взрослыми, нередко выбираем для себя и своих детей тех животных, о которых сами мечтали в детстве – но завести их нам их не разрешили родители.
Однако родители запрещают не со зла – а от того, что их жизненный опыт призывает их искать решения, максимально соответствующие окружающей действительности. Наиболее управляемы и отзывчивы животные, подлежащие простой дрессировке. По размерам в городской черте снова – ограничение, так как квартиры у большинства нередко так малы, что похожи на клетки для людей, не то, что для животных.
На мой взгляд, важен не выбор одного из многих, а разнообразие животных. Именно разнообразие внешнего облика, черт и характерных особенностей восприятия, дрессировки, инстинктов животных нужно ребенку, и именно этого не могут позволить себе «городские» родители. Козлята прекрасны, и для ребенка бесценны, но как научить их не скидывать свои горошинки повсюду? Кроме того, кругом будет сено…
Для городских семей остается одно: простые виды домашних животных – собаки, кошки. Их выбирают от того, что а) так принято у всех; б) относительно безопасно; в) относительно просто ухаживать; г) такие животные успешно подлежат простой дрессировке. Но и они бывают разных пород, в том числе декоративных, а некоторые из них требуют заботы больше, чем сам ребенок.
Это – очень важно для воспитания гармоничной личности: разнообразие, которое ребенок видит перед глазами и возможность общаться с питомцами, проявляя заботу. Забота – основное, чему эмпирически учат домашние питомцы вашего ребенка. Забота о меньшем друге, беззащитном. Забота систематическая и ненавязчивая, включая кормление, уборку, выгул, игру.
ТЫ ТОЛЬКО МОЙ
Главное для ребенка в домашнем питомце – слово «мой». Собственнический инстинкт человека, даже маленького, никто не отменял. Поэтому, поселяя собаку или кошку рядом с ребенком, родители удовлетворяют, прежде всего, этот главный запрос, а затем продолжают осуществлять воспитание ребенка через животное, применяя нужную им аргументацию и показывая пример заботы.
Важный момент во взаимодействии ребенка и животного: «это мой «друг», я делаю с ним все, что хочу, а он за это на меня не обижается». Животное становится зависимым от ребенка примерно так, как сам ребенок зависит в этом возрасте от родителя. Домашний питомец, по сути, безответный. Да, он может «проявить характер», отмстить запахом и «лужей», укусить, испортить тапки, мебель, обстановку. Но главная прелесть в том, что животное не говорит – не спорит. Ребенок сначала жалеет об этом, он хочет разговаривать и общаться, потому и учит «язык животного», чтобы понимать его и доносить собственные мысли, но потом, взрослея, наслаждается этой безответностью. По сути, взрослым людям не нужен тот, кто спорит или с ними не согласен. Всегда нужен «верный», поддерживающий, желательно молчаливо и радостно соглашающийся на все, чтобы вы ни захотели.
Домашнее животное становится ребенку другом, и результат заботы проявляется подчас в фантастических решениях в формате социального соревнования с другими: животных подстригают, причесывают, демонстрируют перед друзьями, фотографируют и делают селфи, удовлетворяя собственные инстинкты – мое, лучшее, «посмотрите на нас». Так – условно в заботе, проявляется желание любой личности доминировать, подчинять по своему усмотрению, образу и подобию, влиять и блистать вместе с «другом». Кто-то, конечно, и рыбок в аквариуме выбирает, и заботится о них. Но с той же целью.
Учась общению с питомцем, ребенок учится и общению со сверстниками. Во-первых, у многих детей есть домашний питомцы, это еще больше сближает в общении – можно обсуждать, возможно, появление общих целей заботы, обмена опытом, информацией, селфи, вплоть до популярных в определенных кругах сообществ и выставок животных – своего рода соревнований красоты и заботы. Главное, чему учит общение и забота в отношении братьев наших меньших – тому, что рядом с тобой тоже живое существо со своими особенностями - желаниями, иногда требованиями, реакциями.
ХВОСТАТЫЕ ВОСПИТАТЕЛИ ЧУВСТВ
Итак, домашний питомец выбран и приведен в дом. Счастья у ребенка или у детей – полные штаны. Предстоит период знакомства, адаптации, попыток воспитания, и, конечно же, начинается все с совместных игр. Ведь в доме появился новый или единственный настоящий друг, «мой друг», «только мой».
В большой семье, где несколько маленьких детей, желание иметь каждому своего друга – очень велико, и это многое поясняет. Беречь и защищать питомца нужно не потому, что он меньше по размеру, хотя и быстро растет, а потому, что он зависим от тебя. От слова постоянно. Не покормишь, не дашь воды – животное может заболеть и умереть. А те, что бегают без хозяев на улице или убежали от плохой жизни – о них не заботились или их выгнали. Дальше варианты могут быть разными, в зависимости от испорченности родителей – «за плохое поведение», «за то, что укусил», «потому, что напИсал», потому, что «хозяева плохие». И так ребенок на этих аллегориях продолжает познавать жизнь, неизбежно сравнивая свое поведение с другими; «а я не такой», - говорит он себе, я хороший, заботливый.
Эта социальная оценка даже в своем круге очень важно ребенку в условном возрасте 3-10 лет. Поэтому через домашнего питомца родители, несомненно, имеют новый дополнительный инструмент воспитания ребенка. Можно манипулировать сравнением, примером, антипримером. Манипулировать – в данном случае исключительно положительно, для позитивной мотивации.
Но нужно понимать, что домашний питомец кардинально не изменит мир и (или) отношения в семье. Это только инструмент. Как им пользоваться, решают родители, и осуществляют все члены семьи, включая ребенка. Но, конечно, как помощник в воспитании ребенка домашний питомец, безусловно, имеет значительную силу и потенцию.