Найти в Дзене

КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗАКУПОЧНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СЛУЖБАХ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕ

"МТО ВС РФ № 04 2022Г."

#мто@ric_mil_ru

Елена Валерьевна ДУДНИК референт (заместителя Министра обороны РФ).
Сергей Анатольевич ПОСТОЮК старший офицер отдела (направлений на ОСК (военные округа, СФ)) 510-го Центрального пункта управления
(соединений, воинских частей и организаций материально-технического обеспечения), майор.
Александр Геннадьевич ТУРКОВ начальник отдела (секретариата заместителя Министра обороны РФ), кандидат военных наук,
полковник запаса.

Часть I

Изменения контрактной системы Российской Федерации, вступившие в силу с 1 января 2022 года, затронули практически все стадии закупочного процесса: начиная от подготовки документации о планируемой закупке и заканчивая полным исполнением контракта[1].

«Оптимизационный» закон не прошел стороной и систему материально-технического

обеспечения Вооруженных Сил, находящуюся в ведении Министерства обороны Российской Федерации (далее – МТО ВС РФ) и являющуюся связующим звеном между народным хозяйством (предприятиями экономического комплекса страны) и военными потребителями, в интересах которых используется, производится, оплачивается, получается, хранится и распределяется продукция, организуется выполнение соответствующих работ и услуг [1].

Учитывая, что для достижения целей, направленных на поддержание войск (сил) в постоянной готовности к выполнению задач по предназначению, по номенклатурам МТО ВС РФ в соответствии с ФЗ-44 [2] ежегодно заключается и подлежит исполнению в среднем 6,5–8,5 тыс. контрактов (рис. 1), то новые правовые веяния в первую очередь должны упростить и систематизировать порядок осуществления столь большого количества ежегодных закупок в будущем.

Рисунок 1. Сведения по количеству ежегодно заключаемых контрактов по номенклатурам МТО ВС РФ в 2019–2022 годах
Рисунок 1. Сведения по количеству ежегодно заключаемых контрактов по номенклатурам МТО ВС РФ в 2019–2022 годах

Напомним, что за последние годы закупочная деятельность претерпела существенные изменения, затронувшие и систему МТО ВС РФ, в т.ч. и в части:

– перехода от открытых к закрытым электронным процедурам на специализированной площадке;

– принятия ограничительных мер по закупке товаров иностранного производства;

– возможности приобретения продукции у единственного поставщика без проведения торгово-закупочной процедуры (в исключительных случаях) и т.п.

Так, с 2018 года в целях повышения уровня информационной безопасности о закупках Министерство обороны РФ было включено в перечень заказчиков, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг с применением закрытых электронных процедур. С указанного года конкурентные закупки осуществляются на специализированной площадке ООО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа»[2]. Документация о закупке стала доступна только аккредитованным лицам, имеющим доступ к торговой площадке (до 2018 года проводились открытые электронные процедуры, а документация, прилагаемая к извещению о закупке, хранилась в открытом электронном доступе и являлась общедоступной).

В 2019–2020 годах для поддержания в нашей стране политики импортозамещения, осуществляемой с 2014 года[3]3, были приняты нормативные правовые акты, ограничивающие приобретение продукции иностранного производства. К ним относятся постановления Правительства РФ №№ 616, 617, 878 [3, 4, 5]. Так, согласно постановлению Правительства РФ № 616, с 2020 года существует запрет на приобретение товаров производства иностранных государств, входящих в утвержденный перечень (далее – Перечень). Исключением является закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. руб., и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн руб.[4] Таким образом, приобрести товар, входящий в Перечень, по номенклатуре МТО ВС РФ для нужд Министерства обороны РФ по цене, превышающей допустимую цену, без предоставления участником закупки выписки из реестра, формируемого Министерством промышленности и торговли РФ, не получится[5]. В постановлениях Правительства РФ №№ 617, 878 утверждены иные «ограничительные перечни» отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств.

Продолжение: https://mto.ric.mil.ru/Stati/item/395752/