Ленточные микрофоны обладают простой конструкцией, что позволяет самостоятельно его сделать. При этом получить хороший звук при записи с него. А например, самостоятельно сделать хорошо звучащий конденсаторный капсюль практически не возможно, а ленточный драйвер можно.
В сети интернет множество вариантов самостоятельного изготовления ленточного драйвера. А с появлением неодимовых магнитов и 3D принтеров - изготовление ленточного микрофона резко упростилось.
Занимаясь ремонтом промышленных ленточных микрофонов, столкнулся с задачей тестирования трансформаторов для ленточного драйвера.... А постоянно разбирать и собирать промышленный микрофон С ЛЮБЫМ драйвером - это просто угробить данный микрофон.
У меня было несколько неудачных или не совсем удачных попыток сделать ленточный микрофон и на них я набил шишки. Описывать свои мучения с ними я не буду.... Они не играли даже на оценку "удовлетворительно"
Как понять насколько качественно играет самодельный микрофон - да надо просто сравнить - с самым дешёвым электретным капсюлем за 20 рублей за капсюль в магазине. Капсюль в магазине стоит 20 рублей, а транзистор, который стоит в этом капсюле, если покупать в этом же магазине стоит 60 рублей.... вот такой маркетинг. Сравнить с электретным капсюлем с тем же пред усилителем и на той же звуковой картой и всё - играет хуже ..... значит полный отстой. Играет лучше значит движемся в правильном направлении.
Сперва нужно купить неодимовые магниты. Под магниты спроектировать пластиковую раму.
и подставку, чтобы стоял вертикально.
Потом вклеиваем магниты. Магниты неодимовые 30 мм длиной и 5 мм на 5мм по граням. Делаем контактные площадки из фольгированного текстолита . Я сделал зазор между магнитами 4 мм для ленты 3мм шириной..... Но честно намучился с установкой ленты. Желательно, брать магниты по мощней и делать зазор 6 мм и ленту 5 мм шириной. Так же отступил по 5 мм от магнитов до площадок крепления ленты.... Так удобнее потом крепить ленту и её центрировать.
Далее нужно из чего то вырезать ленту.... Пробы из кухонной пищевой фольги и фольги из конденсаторов привели к неудаче.
Хороший результат получился при использовании фольги "ПОТАЛЬ" - она используется декораторами для создания покрытия под металл - разных оттенков и для имитации сусальных покрытий.
Для работы с данной фольгой требуется навык - я потратил целый лист, чтобы нормально вырезать, а самое главное закрепить данную ленту на раме с магнитами - одно неловкое движение и ленточка рвется. Так как толщина такой фольги 0,5 микрона, а например, фольга в конденсаторе 15 микрон.
Второй главный элемент - это трансформатор . Трансформатор для ленточного микрофона это очень специализированное изделие.
Продаются готовые от 10 до 250 долларов США .... Но каждый трансформатор нужно подстраивать под конкретный капсюль. У меня есть в наличии трансформатор от ленточного микрофона Октава МЛ-51 - и он не подошёл ..... да, звук какой то был ...... но в целом ниже качества звука, чем от электретного капсюля.
В сети есть расчёты для такого трансформатора- для ленточного микрофона, за авторством Beermonza.
Можно самому намотать на подходящем сердечнике. Но я перемерил около 20 сердечников у себя и не нашёл подходящего. Самый мало трудо затратный вариант это трансформатор от УЗО. Рекомендуют трансформаторы от электромеханических УЗО фирмы АВВ. Но я такой по приемлемым ценам не нашёл.
Многие видели водонагреватели в квартирах - там на шнуре есть белая коробочка с аварийным выключателем- это так называемый " УЗО на шнуре" .... там стоит очень качественный сердечник и готовая вторичная обмотка. На фото ещё три провода первичной обмотки сняты, чтобы был виден провод вторичной обмотки - он залит эпоксидной смолой.
На фото индуктивность штатного трансформатора Октава МЛ-51 - 17,4 Гн и индуктивность трансформатора от "УЗО на шнуре" - 25,8 Гн.
А вот для сравнения трансформатор от китайского УЗО - который массово ставят в электро щитки в домах - 2,8 Гн. И посмотрите на исполнение - провода часто отваливаются и УЗО перестает работать. Именно такой мне и достался за недорого - с обрывом во вторичной обмотке. Я обрыв устранил, замерил и испытал разочарование.
Предыдущий трансформатор от "УЗО на шнуре" был использован для апгрейда МЛ-51. Для данного проекта имеющийся у меня штатный трансформатор от Октавы МЛ-51 - не подошёл, а разбирать его не хотелось.
Пришлось на трансформатор от китайского УЗО доматывать, в ручную, ещё 300 витков провода 0,15 мм ..... В итоге получил всего 6,5 Гн - но этого по расчётам достаточно.
Для первичной обмотки следует подбирать количество витков для лучшего звука - от 1 витка до 32 витков..... На МЛ-51 на трансформаторе "УЗО на шнуре" - у меня получился лучший звук с 18-16 витками.
А для данного капсюля и трансформатора с 6,5 Гн во вторичной обмотке у меня получился лучший звук с 2 витками. Для двух витков лучше использовать широкую ленту - чтобы был больший охват электромагнитного поля сердечника при малом количестве витков..... Ленты можно делать из фольги, а можно из экранных оплёток коаксиальных проводов . Экран растягивается по ширине и сплющивается, потом оборачивается изоляционным материалом. Так как напряжение минимальное - я использовал малярный скотч. Пробовал просто провод обернуть вокруг сердечника, а экран подпаять в качестве обмотки - но звук хуже, чем вариант с лентой и скотчем.
Пробовал в первичную обмотку трансформатора разные ленты от разных проводов - чисто медные, лужённые, никелированные, посеребрённые. С разной плотностью размещения жил в ленте....
Более понравившийся вариант - экранная обмотка из посеребренного провода - с не очень плотной навивкой - кусок провода от неисправного щупа от осциллографа... Провод под замену был - центральная моно жила обломилась где то по длине кабеля.
Далее ... можно напрямую подсоединить вторичную обмотку к звуковой карте. И если карта у вас из высшей категории, то это лучший вариант. Но у меня не такая карта, поэтому требуется пред усилитель, который стоит после трансформатора и перед звуковой картой.
Сперва, я использовал штатный пред усилитель от Октавы МЛ-51 - он вполне качественный, но неудобный - он сам большой и требует батарейного питания. Но его возможно подключать и к компьютерному микрофонному входу и к звуковой карте по XLR, так как он не требует фантомного питания. На фото уже переделанный пред усилитель от Октавы МЛ-51 - электролиты 30 летней давности заменены на керамические конденсаторы по 10 мкф каждый. Так как напряжения здесь не превышают 1,5 вольт -электролиты работают в пределах нижнего порога и лучше использовать либо плёночные конденсаторы , либо керамические. Пленочные на такой номинал буду очень габаритными, а керамика по габаритам и по напряжениям вполне подошла.
Так как при отладке я использую дешёвую компьютерную звуковую карту СМ108 с фантомным питанием +5 вольт (микрофонный компьютерный стандарт)- если сгорит то не так накладно, если сгорит качественная и дорогая звуковая карта с фантомным питанием стандарта +48 вольт.
То решил использовать современный пред усилитель для электретных капсюлей по схеме КОМБИ-3Т. Единственно нужно было разломать капсюль и впаять туда входной транзистор - а вторичную обмотку подсоединять напрямую ко входу транзистора и к земле.
Сравнение размеров пред усилителей - Штатного от Октавы МЛ-51 и Комби-3Т.
Как писалось выше, надо сравнить звук самодельного микрофона с электретным капсюлем. Перед тем как разломать капсюль для изьятия транзистора - я записал с ним тестовый аудоролик. Чтобы сравнивать ленточный драйвер с тем же пред усилителем, с тем же входным транзистором и с той же звуковой картой.
Звук ленточного микрофона на ленте поталь, трансформатор от УЗО в первичной обмотке 2 витка ленты из экранной оплётки трансформатор с стандартной первичной обмоткой от УЗО - 2,8Гн. Пред усилитель от ленточного микрофона "Октава МЛ-51" и звуковая карта СМ108.
Звук ленточного микрофона на ленте поталь, трансформатор от УЗО в первичной обмотке 2 витка ленты из экранной оплётки. Вторичная обмотка домотана до 6,5 Гн. Пред усилитель по схеме КОМБИ-3Т и звуковая карта СМ108.
Всем здоровья и хорошего звука.
Посмотрите мои другие статьи:
У меня есть ещё несколько статей про микрофоны:
Изготавливаем конденсаторный студийный микрофон по схеме FIN+
Микрофонные капсюли Bruel&Kjaer 4145 и Октава М101 - делаем микрофон с фантомным питанием +48 вольт.
Ремонт конденсаторного микрофона NADY SCM1000
Переделка микрофона Maono AU-A03T - установка однодюймового микрофонного капсюля.
Динамический микрофон Октава МД-66А. Переделка для работы с компьютерной звуковой картой.
Самодельный конденсаторный ламповый микрофон.
Конденсаторный микрофон по схеме "ШОК-Октава". Своими руками.
Ламповый микрофон Bruel & Kjaer Type 2613.
Самодельный электретный микрофон для компьютера.
Как просто подключить динамический микрофон к компьютеру.
Про фонокорректоры:
Экономичный фонокорректор с хорошим звуком на основе платы от ЭПУ "МЕЛОДИЯ-105-стерео".
Супер дешевый фонокорректор -где взять?
LYNX-04 супер качественный микросхемный фоно корректор. Своими руками.
Ламповый фонокорректор на 6ж4п +6н23п. Своими руками.
Ламповый корректор на лампах 6AU6+E88cc. Своими руками.
Про виниловые проигрыватели:
Виниловый проигрыватель Micro Seiki DD-8. Легендарный звук. Восстановление своими руками.
Виниловый проигрыватель на основе импортного ЭПУ. Своими руками.
ЭПУ "Импульс 201 стерео" Один из лучших проигрывателей пластинок из СССР в средней ценовой категории.
ЭПУ "Импульс 201 стерео" . Часть 2. Меняем проводку в тонарме. Отстраиваем звук.
Сравним три виниловых вертушки разного класса на неравномерность вращения пластинки.
Виниловый проигрыватель в стиле стимпанк на ПАРОВОМ приводе!!!
Личный опыт с подбором звукоснмателя для виниловой вертушки.
Про усилители:
Усилитель ДИНАМИТ на на базе чипа LT1210. Хороший звук -несложно своими руками.
Про ламповые усилители:
Ламповые усилители. Обзор красивейших и просто интересных по оформелению усилителей. Часть 1.
Ламповые усилители. Обзор красивейших и просто интересных по оформелению усилителей. Часть 2.
Ламповые усилители в стиле стимпанк и просто ламповый стимпанк.
Мощный однотактный ламповый усилитель SE EF800+ EC 360. Своими руками.
Ламповый однотактный усилитель SE EF800+EL36 своими руками.
Ламповый усилитель по схеме А. Манакова - Лофтин-Уайт SE 6AC5GT +2A3. Своими руками.
Несложный усилитель с хорошим звуком - однотактный ламповый усилитель SE 6ж4п+6п43п.
Маленький однотактный усилитель SE 6н23п+6п43п
Ламповый усилитель высокого класса SE c3m+EL86. Своими руками.
Ламповый усилитель SE 6ж4п + 6п43п своими руками
Ламповый усилитель SE 6н8с + 6п6с (6ф6с) в ретро стиле.
Ламповый усилитель своими руками. Меняем шило на мыло - пробуем лампы 6п41с/6п31с/EL36/e235L
Однокаскадный одноламповый усилитель своими руками. Не всё так просто.
Свой первый ламповый усилитель SE 6н9с+6п13с. Простой старт.
Собрать свой первый ламповый усилитель за полчаса.
Мотаем выходной трансформатор для однотактного лампового усилителя.
А также посмотрите мои остальные статьи на моём канале если вам интересны статьи про ламповые микрофоны, 3D-принтеры, ЧПУ-станки на Ардуино, лазерные ЧПУ гравёры, про современные китайские МР3-модули , усилители для наушников.....