Начало воздушной войны и постоянно возрастающая потребность всех стран в боевых самолетах подхлестнули не только расширение многих уже существовавших авиационных фирм, но и стимулировали появление новых, зачастую небольших авиа предприятий, обычно выпускавших по лицензии аэропланы, разработанные конструкторскими бюро крупных фирм. Именно таким был созданный в 1915 году французским предпринимателем Рене Анрио (Rene Hanriot) авиазавод, поначалу занимавшийся лицензионным производством британского многоцелевого самолета Сопвич «Страттер» («полуторастоечный»).
Однако Анрио, в отличие от владельцев других таких же скороспелых детищ военного времени, необычайно повезло: нанятый им для организации производства инженер Пьер Дюпон оказался хорошим конструктором. Параллельно с руководством производством, фактически «в свободное от работы время» Дюпон «на общественных началах» разработал удачный проект истребителя, и даже организовал постройку экспериментального прототипа. Самолет получился легким, изящным и красивым. Его облетали в июне 1916 года; выяснилось, что машина обладала хорошими летными качествами. Аэроплан оказался маневренным, он хорошо слушался рулей и был прост в управлении, что позволяло быстро освоить истребитель даже малоопытному пилоту. Истребитель Дюпона был заметно лучше и крепче новейшего истребителя французских ВВС – Ньюпора-17. К тому же новый самолет оказался очень быстрым. Благодаря своей аэродинамике он со стандартным двигателем от серийного Ньюпора-17 развивал скорость до 185 км/ч – рекордная скорость для аэроплана с ротативным мотором в 1916 году! Быстрее самолета Дюпона в то время не летал ни один истребитель противника, да и в авиации Антанты с ним мог сравниться лишь готовившийся к серийному производству новейший СПАД-7, на котором стоял более мощный (но и более тяжелый), обтекаемый рядный двигатель. Сообразив, что на тот период аэроплан Дюпона оказался одним из лучших истребителей в мире, Рене Анрио с радостью предвкушал огромные барыши, которые он получит за поставки этого самолета армии.
Пользуясь правами владельца фирмы, предприниматель «окрестил» новинку названием H.D.1 (Hanriot-Dupont модель 1). Таким образом, приличия вроде бы были соблюдены: имя конструктора было заложено в аббревиатуру названия, хотя и стояло после имени владельца фирмы. В этом-то и была уловка – для краткости летчики называли эту машину просто «Анрио», выбрасывая имя конструктора. Таким образом, имя фабриканта было на слуху, а имя изобретателя постепенно забывалось…
Предприниматель наладил выпуск показательной, предсерийной партии самолетов, и тут же предложил истребитель руководству французской военной авиации для принятия на вооружение. Фабрикант ожидал, что генералы встретят его с распростертыми объятиями, и сразу завалят средствами на расширение фирмы и заказами на серийное производство аэроплана. Но не тут-то было: авиационное командование тянуло с ответом, не говоря ни «да», ни «нет». Безусловно, H.D.1 получился отличным, но ведь на нем был установлен тот же мотор, что стоял на основном истребителе французских ВВС – уже проверенном в боях Ньюпоре-17. Но свободных моторов для разворачивания серийного производства еще одного истребителя просто не было; их и так не хватало для строительства «семнадцатых». А прекращать уже налаженный выпуск поступающего в войска самолета ради другой модели, производство которой еще нужно осваивать, командование не собиралось. К тому же к этому времени армия уже сделала заказ на производство скоростных истребителей СПАД-7 с рядными моторами водяного охлаждения; а СПАДы французское командование считало более перспективными. Эти самолеты имели превосходные летные и тактические характеристики, и обладали большим резервом для развития. В результате время шло, а заказа на серийное строительство своего истребителя Рене Анрио все не получал.
И вот когда предприниматель стал осознавать, что командование просто «прокатит» его с заказами и денежными выплатами за разработку самолета, спасение пришло оттуда, откуда фабрикант его не ждал. Истребителем H.D.1 заинтересовались авиационные специалисты итальянской военной миссии, прибывшей в Париж для закупки боевой техники. К этому времени основной истребитель итальянских ВВС Ньюпор-11, произведенный итальянцами по французской лицензии в огромном количестве, устарел и нуждался в срочной замене. А поставлявшиеся итальянцам более новые Ньюпоры-17 не успевали восполнить образовавшийся в ВВС Италии недостаток в современных истребителях – слишком невелики были поставки: «семнадцатый» в больших количествах требовался самим французам. Итальянцы как раз и приехали, чтобы договориться о разрешении на лицензионное производство Ньюпора-17; а тут на глаза им попался «бесхозный» H.D.1.
Итальянские пилоты опробовали «Анрио» в воздухе и пришли в восторг — самолет продемонстрировал явное преимущество перед Ньюпором как в маневренности, так и в скорости – и это при одном и том же двигателе! Обрадованные итальянцы начали переговоры о приобретении лицензии на новый истребитель. Переговоры протекали с «реактивной скоростью» - отчаявшийся уже получить барыши за созданный на его фирме самолет Анрио был рад наконец-то продать свой «залежалый товар». Не возражало против сделки и французское командование, не собиравшееся принимать этот аэроплан на вооружение. В результате переговорщики очень быстро «ударили по рукам». И несколько уже произведенных на фабрике «Анрио» H.D.1 отправились в Италию – как образцы для находившейся в Варезе компании «Ньюпор-Макки», которая недавно прекратила производство Ньюпоров-11 и теперь перестраивалась на лицензионный выпуск нового истребителя и моторов к нему.
Самая массовая версия этого самолета (с двигателем Рон 9Jb мощностью 110 л.с.) имела взлетный вес 600 кг и максимальную скорость полета 185 км/ч. На высоту 1000 м этот аэроплан поднимался за 3 минуты, а на 2000 м – за 6 минут. В воздухе H.D.1 мог находиться 2,5 часа. Вооружение «Анрио» состояло их одного 7,7-мм синхронного пулемета «Виккерс».
Запущенный в серийное производство истребитель Анрио H.D.1 представлял собой одноместный одномоторный цельнодеревянный биплан. Фюзеляж имел деревянный каркас, верхняя сторона фюзеляжа получила округлую форму. За кабиной пилота находился высокий обтекатель-заголовник. Передняя часть фюзеляжа вместе с кабиной обшивалась металлическим листом, хвостовая часть покрывалась тканью. Оперение было классическим - состояло из деревянных и металлических деталей, и обшивалось материей. Верхнее крыло прямое; нижнее крыло имело меньший размах и хорду, и тоже располагалось горизонтально. Верхнее крыло было выдвинуто вперед на 72 см относительно нижнего. Элероны находились только на верхнем крыле. Между крыльями стояло по паре распорок каплевидного сечения. Шасси с двумя стойками и общей осью оборудовалось резиновым амортизатором; резиновую амортизацию имел и хвостовой костыль. Ротационный двигатель «Ле-Рон» 9Jb мощностью 110 л.с. оснащался двухлопастным деревянным винтом. На некоторой части машин устанавливали вместо «Ле-Рон» более мощный, но менее надежный двигатель «Клерже» 9B (130 л.с.). Бензобак находился в фюзеляже между двигателем и кабиной, дополнительный бензобак стоял за кабиной. Самолет имел на вооружении 7,7-мм пулемет «Виккерс», смонтированный на фюзеляже перед кабиной. «Виккерс» был оснащен системой синхронизации, позволявшей пулемету стрелять сквозь вращающийся винт. Это значительно улучшило ведение прицельного огня по сравнению с системой предыдущего основного истребителя Италии – Ньюпора-11, пулемет которого устанавливался на верхнем крыле, вне ометаемого винтом пространства. Пулемет на «Анрио» французской постройки крепился прямо по центру, на истребителях итальянского производства он был смещен влево.
Уже в ноябре 1916 г. на заводе в Варезе были изготовлены первые серийные самолеты, которые тут же отправили в летные школы – приучать молодых летчиков к новому истребителю. А следующие партии выпущенных итальянцами H.D.1 уже стали поступать в войска. Одновременно в итальянские авиачасти направлялись и присылавшиеся из Франции истребители, изготовленные на заводе «Анрио» (всего за время войны французы построили и прислали в Италию 100 H.D.1). Однако небольшое предприятие «Анрио» оказалось неспособно сравниться в мощностях с итальянским заводом: за время войны в Варезе был произведен 831 истребитель H.D.1.
Первыми истребители «Анрио» получили 76-я и 78-я эскадрильи (все самолеты были французского производства), за ними на H.D.1 пересели 70-я, 72-я, 80-я и 82-я эскадрильи. За лето-осень 1917 года «Анрио» стал основным истребителем ВВС Италии – из имевшихся у итальянцев 18 истребительных эскадрилий 16 летали на H.D.1.
Именно эти самолеты сыграли главную роль в самом масштабном воздушном сражении на итальянском фронте, состоявшемся 26 декабря 1917 г. В тот день немцы дважды пытались совершить массированные налеты на Истрану, но обе атаки были отражены пилотами 70, 76, 78 и 82-й эскадрилий, летавших на истребителях «Анрио». Проведя за день 22 воздушных боя, итальянцы сбили 11 вражеских самолетов, не потеряв ни одного своего. Героем дня стал соттотененте (младший лейтенант) Сильвио Скарони, уничтоживший в тех схватках три аэроплана.
Вообще же на самолетах «Анрио» H.D.1 воевало не менее 19 итальянских асов, лучшим из которых стал тот самый Сильвио Скарони — к концу войны на его счету было 26 воздушных побед. Второе место среди «Анрио-асов» занял тененте (лейтенант) Флавио Торельо Бараччини, сбивший 21 вражеский самолет. Оба лучших аса H.D.1 летали в составе 76-й эскадрильи. Нельзя не упомянуть и летавшего на H.D.1 сержанта Козимо Реннелла. Этот ас, имевший на счету 7 побед, был урожденным неаполитанцем, но вырос он в Эквадоре и являлся гражданином этой страны. Таким образом, Реннелла стал единственным в Латинской Америке асом Первой мировой войны.
Правда, в 1918 году количество итальянских эскадрилий, вооруженных H.D.1, несколько сократилось - часть летчиков пересела на новые СПАДы. Ведь отличная для 1916 года (когда она была создана) машина к началу 1918-го уже стала уступать по летным данным новейшим немецким истребителям. Тем не менее, даже с появлением в ВВС Италии более современного и скоростного СПАДа, H.D.1 несколько уступил, но не сдал свои позиции: и в 1918 году почти половину итальянского истребительного парка по-прежнему составляли «Анрио», которые продолжали довольно успешно сражаться с врагом. Пусть и в уменьшившемся количестве, H.D.1 оставался в строю авиации Италии не только до самого конца войны, но и после – вплоть до 1926 года! Такой долгий для тех лет срок службы аэроплана говорит о высоком уровне разработки этого самолета, созданного еще в середине войны. А ведь в то время бурного развития авиации значительная часть только что созданных истребителей устаревала и сходила со сцены в течение буквально нескольких месяцев после появления на фронте…
Анрио HD.1 (02): случайный шедевр в руках бельгийцев
Другие статьи канала по авиации 1-й мировой войны:
1МВ - ВВС Италии: многоцелевые самолеты
1МВ: многомоторные бомбардировщики Италии
1МВ. «Альбатрос» - грозная птица кайзера
Истребители Австро-Венгрии: «первый блин комом» или «за неимением гербовой бумаги пишут на простой»
Истребители Австро-Венгрии: «второй блин хорош, да мал»
1МВ. Первый истребитель британских асов
1МВ. Пфальц - в тени грозного «Альбатроса» (01). Рождение
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.