Златоуст небольшой город расположенный в Уральских горах Челябинской области, единственный город в мире, получивший имя в честь святителя Иоанна Златоуста. У многих людей в первую очередь этот город ассоциируется с ножами и прочим холодным оружием. Так же знаменит он тем, что именно здесь были отлиты первые стальные российские пушки и сделаны первые ракеты морского базирования.
Но мало кто знает в Златоусте в 60-е годы был построен и поднялся в небо, для того времени, самый легкий самодельный самолет "МАЛЫШ".
Самолет "Малыш" был построен в 1964 году златоустовским самоучкой Львом Александровичем Комаровым и его помощниками – мальчишками из авиамодельного кружка, которым он тогда руководил во Дворце пионеров.
Свой первый полет самолет совершил 12 апреля 1964 года над городским прудом. На нем было выполнено более 800 полетов и он оказался в те времена самым лёгким в мире.
Известие об уникальном самодельном самолете быстро распространилось по стране. Во дворец пионеров даже приезжал летчик Водопьянов М.В. посмотреть на "Малыша". По некоторым сведениям Михаил Васильевич лично совершил на нем полет.
В скором времени информация дошла до КБ Антонова. Комарова без специального образования берут на работу в КБ, параллельно он заканчивает институт и работает консультантом по авиационной технике в Польше, где под его руководством проектировались и строились самолеты АН-2, «Искра», АН-28.
После возвращения в Советский Союз, уже на пенсии, жил в Челябинске, где продолжал заниматься любимым делом.
Конструкция самолета.
«Малыш» — одноместный моноплан, предназначенный для спортивно-тренировочных полетов в пределах радиуса 100 км от аэродрома. По схеме — подносный высокоплан; конструкция самолета — цельнодеревянная; обшивка — полотно и тонкая фанера. Склейка всех деревянных деталей произведена казеиновым клеем.
Размах крыла – 6,9 метров, длина самолета – 4,75 метра. Вес пустого самолета – 110 кг, взлетный вес – 200 кг. Максимальная скорость – 110 км/час.
Фюзеляж — ферменно-расчалочный Вся его носовая часть, до кабины летчика включительно, обшита фанерой толщиной 2 мм. Обшивка части фюзеляжа, расположенной за кабиной, полотняная. Исключение составляет корма фюзеляжа, где крепится оперение: она зашита фанерой толщиной 1,5 мм.
Размеры кабины были выбраны теми же, как у учебного планера. Сиденье летчика взято со списанного самолета ЯК-18.
Шасси — лыжное. По схеме оно такое же, как у самолета ПО-2
Крыло — разъемное в центре, имеет постоянную по размаху ширину и плавные концевые закругления. Профиль крыла «Кларк-V», с относительной толщиной 11,7. Всему крылу придана небольшая отрицательная закрутка. Концевые нервюры закручены относительно центральной на 2°. Конструкция крыла — однолонжеронная.
Хвостовое Оперение — нормальной схемы, подносное. Профиль как вертикального, так и горизонтального оперения, симметричный, с относительной толщиной 8%. Стабилизатор — неразъемный. У рулей и у элеронов аэродинамическая и весовая компенсации отсутствуют.
Киль выполнен заодно с кормовой частью фюзеляжа, благодаря чему образовался жесткий пирамидальный лонжерон, с которым посредством верхних подкосов соединяется стабилизатор. Крепление стабилизатора к фюзеляжу допускает предполетную регулировку угла установки стабилизатора.
И самое интересное это двигатель. У нас до сих пор не могут наладить выпуск двигателей для сверхлегкой авиации. А тогда люди при дворце пионеров сами разработали, изготовили - работающий двигатель - ЛК-2 весом всего 32 кг и мощностью 30 л/с.
Я вот думаю это каким энтузиастом и умнейшим человеком надо быть. Что бы где-то в уральских горах без интернета, надлежащего образования, современного оборудования и материалов. Во времена дефицита всего и вся. Создавать и летать! Воспитывать и обучать молодое поколение, которое в последствии продолжило дело Льва Александровича.
Были в истории Златоуста еще два самолета "Чиж" и "Школьник", но это уже другая история.
#авиация #самлеты #полеты #ссср #сделай сам #история #история авиации