Главные задачи бизнеса — увеличивать прибыль и сокращать расходы. Основные расходы бизнеса — зарплата и налоги. Поэтому предприниматели используют различные механизмы оптимизации, а ФНС ищет тех, кто уклоняется от уплаты налогов и использует серые схемы.
С 1 октября 2020 года на территории всей страны введен специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»(НПД), плательщики этого налога — самозанятые.
Самозанятость — упрощённое предпринимательство: не нужно регистрировать ИП; все операции через приложение «Мой налог»; не нужно платить взносы и сдавать отчётность. Налоги рассчитываются в приложении: 4 % с доходов от людей; 6% — от организаций.
Из-за простоты оформления количество самозанятых растёт каждый год, а низкие налоговые ставки и освобождение от взносов в фонды сделали НПД привлекательным инструментом для налоговой оптимизации.
Работа с самозанятыми — это не правонарушение. Но если компания заключила договор с плательщиком НПД, чтобы скрыть трудовые отношения и сэкономить на налогах, — это основание для налоговой и административной ответственности.
С момента появления НПД налоговые органы выработали критерии, по которым выявляют подмену трудовых отношений с самозанятыми. Эти критерии сформированы по результатам судебной практики и соответствуют принципам любой налоговой оптимизации: экономическая самостоятельность сторон, реальность сделок, деловая цель и добросовестность.
Признаки подмены трудового договора договором с плательщиком НПД.
1. Организационная зависимость самозанятого от заказчика:
- регистрация в качестве плательщика НПД — обязательное условие заказчика при заключении договора;
- заказчик распределяет самозанятых (направляет самозанятого) по участкам работы исходя из производственной необходимости;
- заказчик определяет режим работы самозанятого, в том числе продолжительность рабочего дня, время отдыха, ведёт учёт отработанного времени, обеспечивает рабочим местом;
- работник заказчика непосредственно руководит и контролирует работу самозанятого;
- подчинение самозанятого внутреннему трудовому распорядку, договором установлена дисциплинарная либо материальная ответственность за его несоблюдение.
2. Инфраструктурная зависимость самозанятого от заказчика:
- самозанятый выполняет работу материалами, инструментами и оборудованием заказчика;
- отсутствие в договоре конкретного объема оказываемых услуг;
- регистрация в качестве самозанятого и снятие с учёта совпадают с датами увольнения (последующего приёма на работу к заказчику) либо с периодом оказания услуг по договору;
- отсутствие у самозанятого признаков деловой самостоятельности (отсутствие рекламы оказываемых услуг, сайтов или страниц в социальных сетях, отсутствие расчётов с другими клиентами кроме единственного заказчика).
3. Форма расчётов между сторонами:
- оплата услуг самозанятого и их учет аналогичен учёту работы по трудовому распорядку;
- оплата услуг осуществляется ежемесячно и систематически в размере, сопоставимом с заработной платой и (или) в даты выплаты зарплаты работникам заказчика;
- в течение календарного года размер вознаграждения не меняется.
Все эти признаки говорят о том, что самозанятый не обладает экономической самостоятельностью и работает под руководством заказчика, а значит такие отношения подменяют трудовые и направлены на снижение налоговой нагрузки.
Действия налоговой инспекции
Налоговый орган проверят совокупность перечисленных факторов. Чем больше этих признаков, тем больше вероятность привлечь организацию к ответственности и доначислить сумму сэкономленных налогов. Но даже пары признаков достаточно для начала мероприятий налогового контроля.
Обычно налоговая инспекция направляет в организацию уведомление с требованием предоставить пояснения относительно привлечения самозанятого к выполнению услуг и подтверждающие документы (договоры, акты). Возможен также вызов самозанятого в инспекцию для опроса в качестве свидетеля.
В случае, если налоговому органу предоставленные пояснения и документы не показались убедительными, принимаются меры по доначислению налогов и сборов, а также в отношении виновных лиц решается вопросы об их привлечении к установленной ответственности.
Любое из этих решений налоговой инспекции можно обжаловать в суде.
Рекомендации по работе с самозанятыми:
- обеспечить реальную организационную и инфраструктурную самостоятельность самозанятого, отсутствие контроля со стороны заказчика и его работников;
- в договоре с плательщиком НПД должен быть прописан конкретный объем работ (значение для сторон имеет достигнутый результат);
- самозанятый выполняет работу своими материалами, инструментами и оборудованием;
- правильное оформление договора оказания услуг и документов к нему;
- оплата услуг разовая и зависит от объема выполненной работы;
- объём оказанных услуг подтверждается актами приёмки;
- оплата подтверждается чеками из приложения «Мой налог» ;
- внимательно относиться к исполнению уведомлений (требований) налоговых органов.