Образ Арея (Ареса) у скифов
Изучение мифологии народа позволяет понять его сущность, увидеть на мгновение и почувствовать тот мир, в котором он жил, поэтому можно смело сказать, что мифология народа есть его самосознание и понимание своего места во Вселенной. Каждый аспект, каждая легенда в мифологии народа несет на себе отпечаток того или иного исторического события, который по мере того, как протекала эпоха, обрастал различными чертами чего-то неземного или божественного, потому как с самого появления цивилизованного человека любое событие он пытался объяснить, ссылаясь на милость, либо на гнев божества покровителя.
Прежде чем начать разговор о культе скифского бога Арея необходимо установить функции иных божеств скифского пантеона. Кроме, собственно, Арея в скифском пантеоне насчитывалось семь божеств. Верховной богиней скифских племен являлась богиня Табити. То же подтвердили археологические находки, по словам М.И. Ростовцева: «археологические данные говорят за то, что высшим божеством, которому поклонялись скифы, была державная богиня...». Табити – богиня домашнего очага. Учитывая патриархальный характер скифского общества, в тот момент, когда Геродот познакомился с оным, можно сказать, что такое высокое положение женского божества в пантеоне было пережитком, отражающим матриархальные тенденции ушедшей эпохи. На это же указывает и то, что помимо Табити, в пантеон скифов входило еще две богини – Аргимпаса и Апи. Последняя в союзе с Папаем образовывала супружеский тандем. Союз воды, именно воды, а не земли, как сопоставляет Геродот Апи с Геей – богиней земли у греков, и воздуха, Апи и Папая, у скифов был стойкой мифологической традицией как союз, давший жизнь их прародителю – Таргитаю. По соотношению женских и мужских божеств скифский пантеон представлял собой некий компромисс между уже ушедшим, но еще не забытым, матриархальным прошлым и возносящимся патриархальным настоящим.
Единственным божеством, который не входил в пантеон скифов, но почитался царскими скифами был Фагимасад (Тагимасад), функции которого трактовались разными исследователями по‑своему. Например, С.А. Жебелев предполагал, что Геродот, отождествляя Фагимасада с Посейдоном, имел в виду не владыку морей, а представление его как почитание коня.
Особое же место Геродот в своем рассказе уделяет только Аресу. Хотя он и ставит его в число младших богов по иерархии, Геродот ставит культ Арея на наиболее значимое место.
Арей резко выделяется на фоне прочих богов скифского пантеона. Такое выделение обусловлено тем, что он – единственное божество, в честь которого скифы воздвигают алтари. Вторым аспектом его особого почитания является то, что только ему приносились людские жертвоприношения, которые проводились с особой помпезностью.
Каждый год в обязательном порядке Аресу приносили в жертву лошадей, овец и коз. Быков в жертву не приносили. Также приносились, уже упомянутые, людские жертвы – из сотни пленников одного скифы приводили в капище бога войны. Скифы закалывали приносимого в жертву, предварительно полив его голову вином, над сосудом, чтобы в него стекала кровь. Именно кровь жертвы из сосуда и являлась главной жертвой, которую выливали на площадке перед мечом. Правую руку вместе с плечом отрубали и подбрасывали в воздух, а тела оставляли навечно там, где они упали. После приношения этой жертвы, приносились и все остальные.
Сами же святилища выглядели следующим образом: на особом – священном – месте наваливали сто пятьдесят повозок хвороста, получая большое сооружение квадратной формы, со стороной 530 метров. В высоту, по прошествии небольшого периода времени, это святилище немного оседало из-за дождя или снега. На самом верху постройки сооружалась деревянная площадка, доступ к которой был только лишь с одной какой-то из сторон. Посреди этой площадки устанавливался «древний железный акинак».
Культ бога войны Арея, или Ареса, что, впрочем, не имеет существенной разницы по причине того, что у Арея не было собственного скифского наименования, отражал его роль как племенного божества, который в свою очередь являлся идеологическим отражением племенного строя. Возвышение же культа воинственного бога Ареса было характерной чертой «героической эпохи» скифов, когда те вели свою активную завоевательную политику, именно в тот период, когда военные идеалы становятся для них общенациональными.
По прошествии эпохи блистательных военных побед скифы постепенно начинают оседать на завоеванных территориях. Вместе с этим процессом изменяются и роли божеств в пантеоне. Теперь Арес не верховное божество полудиких, с точки зрения жителей античного мира, племен скифов, а бог с более выраженной специализацией, отвечающий за военную удачу и добычу, являющийся символом господства над территорией, то есть – покровителем царей.
Таким образом, Арес почитался в форме меча акинака и не был связан с антропоморфным образом. Вероятно, это было чисто фетишистское поклонение предмету, не имея за этим представлений о каком-либо личном существе. Однако именно такое поклонение позволило судить о его принципиальной важности в жизни скифов. Особое поклонение мечу – это именно тот самый важный аспект, который характеризует воинственность жизни и быта ранних скифов.