В этой статье мы расскажем о том, как Ким Чен Ир, Иосип Броз Тито и Адольф Гитлер развивали киноиндустрию в своих странах, и какие фильмы снимались в Северной Корее, Югославии и Третьем Рейхе.
Ким Чен Ир
Будучи большим поклонником серии фильмов о Джоне Рембо и актёрского таланта Элизабет Тейлор, этот парень строил амбициозные планы по созданию северокорейской киноиндустрии. С её помощью он хотел показать миру «человеческое лицо» собственной диктатуры и привлечь к стране внимание международной общественности. Как ни странно, это ему удалось.
Не найдя пророка в своём отечестве, Ким принял весьма нетривиальное решение и доверил судьбу национального кинематографа соседу. Для этого в 1978 году агенты спецслужб Северной Кореи похитили южнокорейского режиссёра Син Сан Ока и его бывшую супругу — актрису Чхве Ын-хи. За создание пропагандистских фильмов Син Сан Оку был обещан гонорар в 2,5 миллиона долларов, комфортабельная тюремная камера и бесплатный курс начального политического образования.
За время своего пребывания в Северной Корее режиссёр снял несколько откровенно пропагандистских лент и фантастический боевик «Пульгасари» (1985), принятый Ким Чен Иром как творческая победа. Ну а для Син Сан Ока этот фильм стал билетом на свободу — отправившись в Вену на переговоры о европейском прокате, он сумел укрыться в американском посольстве и в итоге получить политическое убежище.
Иосип Броз Тито
Югославский диктатор был заядлым любителем кино. Если верить его личному киномеханику, то за тридцать лет своего правления он успел посмотреть более 8000 фильмов! Стремясь продемонстрировать свою лояльность к капиталистическому лагерю и заодно пополнить ослабевшие валютные резервы страны, Иосип Броз Тито сделал ставку на кинематограф.
В начале 1960-х югославский кинопрокат открылся для международных лент, и вскоре первостатейные звёзды американского, европейского и советского кино стали желанными гостями в Белграде. Орсон Уэллс, Юл Бриннер, Франко Неро и Сергей Бондарчук снялись в картине «Битва на Неретве» (1969) — самом дорогом проекте югославского кинематографа. А Ричард Бёртон получил гонорар в 1 миллион долларов за роль самого Тито в фильме «Пятое наступление» (1973).
До начала съёмок валлийский актёр, выбранный за внешнее сходство с югославским лидером, был недоволен ролью и жаловался, что она слишком маленькая. В итоге Тито великодушно предоставил ему полную свободу действий и, судя по всему, оказался доволен результатом. Так они и подружились. А мир наконец-то узнал правду о том, что Иосип Броз Тито и его лихие пуленепробиваемые партизаны уничтожили больше немецких солдат, чем все союзники, вместе взятые.
Адольф Гитлер
Фюрер мог лишить свой народ хлеба, но не зрелищ. Байройтский фестиваль, постановки «Страстей Христовых» в Обераммергау, праздник сбора урожая на холме Бюккебург, факельные шествия и ежегодные съезды партии в Нюрнберге — все эти эффектные мероприятия радовали и вдохновляли чистокровных арийцев, а также вызывали неподдельный интерес у иностранных туристов.
Но и о кино Гитлер, разумеется, не забывал. Придя к власти, он адаптировал студию UFA под нужды министерства пропаганды и поручил своему любимому режиссёру Лени Рифеншталь (с которой лично познакомился в 1932 году) съёмки документальных фильмов о съездах НСДАП. Самым дорогостоящим и зрелищным из них стал «Триумф воли», посвящённый съезду 1934 года. И если абстрагироваться от контекста, то это действительно очень талантливо сделанное кино.
Ну а в 1938 году Лени Рифеншталь сняла свою самую выдающуюся ленту — документальный фильм под названием «Олимпия», рассказывающий о XI летних Олимпийских играх в Берлине. Он получил международное признание и в 1956 году был включён голливудским жюри в десятку лучших фильмов всех времён. «Олимпия» до сих пор считается одним из шедевров документалистики. И вполне заслуженно.
Вот так, каждый по-своему, Ким, Иосип и Адольф развивали кинематограф. Ставьте лайк, если было интересно!