Возможно, мои умозаключения кому-то покажутся субъективными и высосанными из пальца, не имеющими ничего общего с действительностью, тем не менее выскажусь по озвученной в заголовке теме. Предвосхитив её перефразированной цитатой из Булгакова: «В общем, они напоминают прежних... палочная система только испортила их... Наденьте голову!».
Как известно, в МВД длительное время сохранялось чёткое структурное разделение на криминальную милицию (КМ) и милицию общественной безопасности (МОБ). Добавлю, что последнюю ещё именовали местной милицией. Наряду с выполнением стоящих перед ними общих задач, каждой из них были присущи свои специфические.
Если на криминальную милицию возлагалось предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых необходимо обязательное производство предварительного следствия, то на МОБ, в первую очередь, - охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности и личной безопасности граждан, профилактика и пресечение преступлений и административных правонарушений. Безусловно, и она тоже занималась раскрытием преступлений, но менее тяжких - по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно.
Казалось бы, составляя единую систему и будучи в равной степени заинтересованными в достижении основных общих задач, делить им было нечего. Вместе с тем, на протяжении всего существования этого структурного разделения наблюдалось чуть ли не открытое противостояние между соответствующими руководителями, преследовавшими банальную цель: показать кто влиятельнее и круче.
И ту, и другую возглавляли начальники, являвшиеся по должности заместителями начальника территориального ОВД-УВД и обладавшие одинаковым должностным статусом. Если в 80-ые годы у любого начальника отдела имелся штатный первый заместитель, то в российской милиции они были упразднены. И тут уже многое зависело от нескольких факторов. Во-первых, выходцем из каких структур являлся начальник ОВД, который, как правило, не скрывал лояльности к своей бывшей службе и её руководителю. Во-вторых, имели значение личности заместителей в плане их авторитетности и компетентности. И третье (самое главное)- выдаваемые показатели. Если принимать во внимание, что расклад сил в подобном противостоянии (соответственно, и показателей) был явно неравным, поскольку численно и структурно МОБ в 3-4 раза превосходила криминальную милицию, чаша весов зачастую склонялась в сторону первой.
Неприязнь и открытое соперничество началось с появлением в территориальных органах штабных подразделений, порадовавших всех нас разработкой оценочных критериев оперативно-служебной деятельности для каждого структурного подразделения. Отныне ежемесячно стал утверждаться план-разнарядка по выявлению преступлений и адм. правонарушений, расследованию уголовных дел и прочим показателям деятельности каждой из служб. Это когда ты должен в месяц выявить и раскрыть определённое количество преступлений, даже если их у тебя на участке нет и не предвидится в обозримом будущем, ибо всё в порядке с профилактикой. При этом Боже упаси допустить снижение в сравнении с АППГ (ещё одно любопытное штабное изобретение!) - тотчас обличат во всех смертных грехах! В советское время считалось: нет разбоев и грабежей - ты молодец! А сейчас, если их нет - значит, не умеешь работать!
Дошло до того, что подобное планирование касалось даже сотрудников вспомогательных служб (кадры, штаб, тыл, паспортно-визовая служба), вследствие чего те были вынуждены всячески изворачиваться, дабы как-то выявить преступление. А как происходил делёж «палок» на уровне руководства - это отдельная «песня», которую мы как-нибудь обязательно споём!
Подобное противостояние «верхов» наблюдалось и в советской милиции, но происходило это на «подковёрном» уровне и не слишком отражалось на рядовых сотрудниках. Те не испытывали особого чувства неприязни к коллегам из другого лагеря и старались тесно взаимодействовать в своей повседневной работе, оказывая друг другу помощь в решении задач, стоящих перед ними, в первую очередь, - в раскрытии преступлений. И никто в погоне за показателями не тянул одеяло на себя, понимая, что славою как-нибудь потом сочтёмся: сегодня похвалят тебя, завтра - меня!
С началом 90-ых, когда началась грызня между начальниками (кому штаб поставит галочку в раскрытии преступления), стали возникать поводы для внутренних конфликтов и обид во взаимоотношениях между сотрудниками КМ и МОБ.
Не секрет, что служба у представителей КМ - оперов и криминалистов - всегда считалась самой статусной и престижной в системе МВД. В отличие от от участковых и инспекторов ОДН они не были столь зажаты служебными рамками, да и с бумаготворчеством не слишком напрягались, что зачастую привносило в их работу элементы вольности и авантюризма. При этом розыск неизменно стремился забрать себе лавры в раскрытии преступлений, а случись что - все стрелки переводились на участковых. Именно поэтому многие молодые сотрудники после окончания ведомственных ВУЗов стремились попасть в КМ.
К тому же, МОБовцев напрягало частое освобождение оперов от обеспечения большинства массовых общественных мероприятий, всякого рода непрофильных дежурств, рейдов и усилений. Из-за разных источников финансирования раздрай между двумя структурами вносило даже неравномерное и нерегулярное распределение денежных потоков: на каком-то этапе безбедную жизнь вели федеральные бюджетники - тут тебе регулярные премии, надбавки и т.п., спустя некоторое время ситуация в корне менялась и уже местный (областной и городской) бюджет заваливал деньгами МОБовские структуры, а «криминальщики» едва сводили концы с концами.
В ходе реформирования обе структуры были переданы в подчинение начальникам полиции. А те, не обладая управленческим полицейским универсализмом и не ожидавшие такого оргштатного подвоха, очень скоро прочувствовали на своей шкуре последствия подобного решения. Многие просто растерялись! Что имеем в итоге: усугубились болевые кадровые проблемы, а показатели по всем направлением поползли вниз... Помните у Высоцкого: «Пары соединяют, а им бы разъединиться!». И снова заговорили о возврате к хорошо забытому старому...
Уверен, что покуда два принципиально разных функционала - МОБ и КМ (говоря по привычному) - находятся сегодня в одном структурном флаконе под названием «полиция», порядка не будет. И дробление тут должно быть не номинальным (как это было в милиции), а принципиальным - напоминающим американскую правоохранительную систему, которая показала себя достаточно удачной и эффективной. На МОБ (аналог окружной полиции) следует возложить функции охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а на КМ (аналог федеральной полиции)- раскрытие преступлений. Думается, что к этому мы рано или поздно всё равно придём, и чем позднее - тем хуже как для общества, так и для самой полиции.
А что вы думаете по этому поводу?
Читайте мои последние публикации на канале:
- Переполнится ли народная чаша терпения?
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях (буду блокировать)!