Найти тему
Шахтёр

Бригадир устроил в шахте проверку кто как справляется с техникой. У нас всё отлично!

90-е годы. Долгое время выработки проходили мы буро-взрывным способом, шпуры бурили ручным сверлом, отпалку из забоя выгружали скрепером.

Готовимся идти новый штрек: только-только засеклись, установили сопряжение, сделали заезд. И тут начальник сделал нам подарок – в забой пригнали породо-погрузочную машину на гусеничном ходу! Кого поставить к рычагам? Конечно же, комбайнёров. Одна беда – не во всех звеньях они были, так как в этом надобности не было. Давай начальник перекраивать сработавшийся коллектив (хотя время от времени звенья менялись и без каких-либо на то оснований). Бригадиру это дело не понравилось и он предложил другой вариант – звенья оставить как есть и обучить работе на машине проходчиков.

Крепили на арку, перетягивали по верхам от замков ж/б затяжкой, борта не кливажили. В ремонтную смену за стойки заводили сварную сетку из проволоки-шестёрки, но обычно перетяжка бортов сильно отставала от забоя.

Обучение проходило не всегда гладко. Желая поближе к бортам выгрузить отпалку, чтобы поменьше кидать лопатой, неоднократно цепляли и выворачивали круги, затяжка с кровли летела вниз. Однажды я оказался не в том месте и не в то время – каска вдребезги, больница, швы и на всю жизнь шрамы на голове.

Молодой был, горячий и настырный. После больничного твёрдо решил сам встать за рычаги машины и почему-то был уверен, что у меня обязательно получится с нею справиться. И надо отметить, освоил я её довольно быстро.

Не успели далеко отъехать, на машину смонтировали манипулятор с навесным бурильным оборудованием. Разложить-сложить манипулятор – и смех, и грех поначалу. Пока приспособились и научились, намаялись с ним вволю. Грешным делом бригадир собирался снимать бурилку, так как быстрее получалось ручным сверлом весь забой отбурить. Но зато когда освоили навесную бурилку, мы про сверло вспоминали лишь если надо было отбурить шпур под заземление или лебёдку закрепить. Впоследствии мы умудрялись анкеровать хвост забойного конвейера тоже при помощи бурилки.

Прошло где-то месяца два-три. Приходим в забой во вторую смену, наряд как всегда – бурить, палить, крепить и валить на-гора. Перекинулись парой фраз с ремонтниками, они пошли ближе к дому, мы готовимся включаться. Смотрим, бригадир уходить не спешит. Звеньевой его спрашивает:

– Ты на пассажир не опоздаешь? Время уже много.

Бригадир махнул рукой:

– Я на вторую смену остаюсь.

Мы удивлённо пожали плечами:

– Зачем?! Всё крутится-вертится, тебе тут незачем толкаться.

Бригадир что-то темнит:

– Я вам мешаться не буду.

Звеньевой шутит:

– На подстанцию что-ли спать пойдёшь?

Бригадир кивнул:

– И на подстанцию успеется.

В принципе, бригадир иногда оставался на вторую смену, когда что-то не ладилось в забое и затягивался ремонт. Но зачем он сейчас остался, для нас было не понятно. Ну, остался и остался, его дело и ему видней.

Смена началась, работа пошла. Начинаем бурить. Я встал к рычагам, разложил манипулятор, вставили штангу с коронкой, звеньевой привычно уселся на перегружатель и светом указывает мне в какой точке бурить шпур. Бригадир наблюдает за нами позади машины, третий наш товарищ ушёл в аммонитку. Через сорок минут забой был полностью отбурен, к этому времени уже пришёл взрывник в сопровождении сумконоса – т.е. нашего товарища по звену. Манипулятор сложили, машину отогнали из забоя и пока мы заряжали, сумконос подготовил крепь и мелочёвку. Отпалили, посмотрели – круги на месте, ничего не выбили, всё нормально. Взрывник ушёл, а вместе с ним свинтил и бригадир.

Закрепили забой и пораньше двинулись на-гора. Выходим в заезд, глядим – бригадир на лебёдке в закуточке около телефона сидит, свет на фонаре жёлто-тусклый. Звеньевой ему:

– Мы думали, ты домой ушёл. Ну, пошли с нами, выведем тебя, а то у тебя свет «заканчивается».

Бригадир мотает головой:

– Не-а, я новую смену дождусь, мне свет принесут. Вы как с нарядом?

Звеньевой похлопал по карману спецовки:

– Наряд в кармане!

Бригадир с довольным видом похвалил:

– Молодцы!

Мы никак понять не можем:

– Ты что, на третью смену остаёшься? Тебя дома жена потеряет!

Бригадир хитро улыбнулся в ответ:

– Я её предупредил. Ладно, идите на-гора, а то уши без курева опухнут.

Ну не тащить же бригадира за собой силой на-гора! Немало подивившись, мы пошли на уклонную ленту, оставив бригадира на лебёдке. Тут было освещение, закуток от струи и телефон с селектором. В случае чего, не потеряется.

Фото автора. Справа – наш бригадир.
Фото автора. Справа – наш бригадир.

Лишь спустя несколько дней бригадир нам рассказал для чего оставался на сверхурочные смены. Оказалось, что он прошёлся по каждому звену и засекал у кого сколько времени затрачивается на отбуривание забой. Отрадно было услышать, что наше звено и ещё одно были в лидерах с одинаковым временем (совпало удачно!), другие звенья отставали от нас. И чем старше «машинист» за рычагами, тем значительнее было отставание.

Тем не менее, наряд выполняли все звенья. Просто-напросто на-гора уходили кто пораньше, кто попозже.

#шахтёр #шахта #бригадир #породо-погрузочная машина #работа #история

-3