Найти в Дзене
ИНОСМИ

Al Jazeera: в прошлом веке украинцы тоже бежали в другие страны. В том числе в Египет

Оглавление
Южная усыпальница и пирамида Джосера в Египте
Южная усыпальница и пирамида Джосера в Египте

Al Jazeera (Катар)

Хасан аль-Масри (حسن المصري)

Спецоперация России на Украине напомнила о мировом миграционном кризисе, после того как тысячи украинских граждан бежали из страны. Число беженцев с каждым днём увеличивается и, по данным ООН, достигло около 2,8 миллиона человек.

Если обратиться к истории, станет ясно, что ситуация повторяется. Так, в прошлом веке многие русские и украинцы эмигрировали в другие страны, в том числе арабского мира. Одной из них был Египет.

По мнению специалистов, история русской эмиграции связана с последствиями большевистской революции 1917 года, повлекшей за собой человеческие жертвы, а также с массовой миграцией из Российской империи (в том числе украинцев из Сумской области на российско-украинской границе) во многие страны, в том числе в Китай, Турцию и Египет.

Точные данные по количеству эмигрантов, спасавшихся от конфликтов в царский и советский периоды, отсутствуют ввиду большого количества жертв и пропавших без вести в результате гражданской войны, а также железной хватки советских властей. Кроме того, среди них были не только русские, но и украинцы и представители других национальностей, хотя в документах могло быть указано, что все они — русские.

Некоторые историки говорят о двух-трех миллионах беженцев, среди которых около 600 тысяч бежали в Китай, 400 тысяч — во Францию ​​и 100 тысяч — в Турцию. Их число в Египте достигло почти 5 000 человек. Так, по данным востоковеда Владимира Белякова, к 1920 году таких людей насчитывалось 4350.

Русские в Египте

По словам российского востоковеда Владимира Белякова и академика Геннадия Васильевича Горячкина, директора Российского центра науки и культуры в Александрии, эмигранты селились в Египте в качестве беженцев в Каире в районе Эль-Аббасия, в Александрии в районе Сиди-Бишр и Исмаилии в районе Эт-Тель-эль-Кебир.

По данным историков, многие из прибывших были ранены, поскольку служили в Белой армии, воевавшей с большевиками. Большая часть прибывших не осела в Египте и уехала после лечения, которое длилось два года. Поддержку им оказывали также англичане и египтяне.

Как рассказывает Геннадий Васильевич в книге «Русская Александрия — судьбы эмиграции в Египте», по инициативе российских дипломатов и местных общин во главе с супругой главнокомандующего британскими войсками в Египте леди Конгрив был создан Каирский комитет помощи русским беженцам. К ней присоединились видные египетские общественные и политические деятели.

По словам академика, среди них выделялись ливанец и православный христианин Хабиб Лутфаллах и двое его сыновей 0151 — Георгий и Михаил.

Деятельность русской эмиграции в Египте

Однако другая часть русской эмиграции решила остаться в Египте. Они оставили лагеря и убежища и нашли свой путь в египетском обществе. Некоторые занялись коммерцией в сотрудничестве с европейскими общинами, проживающими в стране. Со временем возникло многообразное национальное общество, и это проявилось в социально-культурном движении. В него вошли русские представители культурного, художественного и научного сообщества, что подтверждается в посвящённых той эпохе сочинениях как востоковеда Белякова, так и академика Горячкина.

В Александрии русские жили в районе Сиди-Бишр, где находились культурные центры, театральные коллективы, публичные библиотеки и рестораны национальной кухни, что побудило часть эмиграции осесть здесь даже после закрытия лагеря в 1922 году.

В своей книге «Путешествие к берегам священным Нила. Русские в Египте», представляющей собой попытку исследовать положение русской эмиграции после большевистской революции, Владимир Беляков, российский академик и ведущий сотрудник Института востоковедения РАН в Москве, отмечает: «Александрия была в то время полуевропейским городом, и поэтому европейцы приветствовали прибытие русских. Они предпочитали, чтобы те работали на них вместо египтян. Особенно велик был спрос на техников, инженеров, механиков, водителей и электриков, и большое количество русских работало в трамвайной компании машинистами или инспекторами. В целом, это была самая разная работа, начиная с продажи сигарет на улице до службы в английском Военном управлении снабжения».

Беляков также рассказывает о деятельности русских культурных обществ в Сиди-Бишре в Александрии. По его словам, число их членов достигло 151 человек. Также были организованы курсы грамотности, электротехники, бухгалтерии и другие на французском и немецком языках, и число участников составляло 260 человек.

Что касается публичной библиотеки, в ней было 546 книг, в учебной библиотеке — 343, а в читальном зале находилась стенгазета, в которой публиковались статьи, переведенные с английских и французских изданий и посвященные событиям в мире и прежде всего в России.

Это контрастирует с лагерем Эт-Тель-эль-Кебир в провинции Исмаилия, где был введен строгий режим, усложнявший жизнь эмигрантам.

В этом контексте египетский ученый Атеф Муатамад, профессор географии, имеющий докторскую степень Санкт-Петербургского университета, опубликовал сообщение в социальной сети Facebook*. По его словам, согласно трудам российских востоковедов, переведенных на арабский, лагерь Эт-Тель-эль-Кебир («Большой холм») был самым жалким. Русские эмигранты, собравшиеся в этом лагере, называли его «Сибирским холмом», так как он напоминал ледяную сибирскую пустыню: в тот период местность была пустыней без зелени и воды.

Русские знаменитости в Египте

Русское присутствие в Египте не ограничивалось обычными беженцами, спасавшимися от войны. Среди них были и известные личности, такие как русский художник Иван Билибин. Беляков рассказал о его работах: одними из наиболее важных являются изображения исламских кварталов Каира и архитектуры начала ХХ века.

Также стоит упомянуть русского египтолога Владимира Семеновича Голенищева, которого чествовали, установив его статую во дворе Египетского музея в Каире в 2006 году; русского скульптора Бориса Фредман-Клюзеля, основавшего Высшую школу скульптуры при факультете изящных искусств в Каире, и других деятелей искусства. Владимир Беляков посвятил им целые главы в книгах о русской эмиграции.

* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.

Оригинал публикации