Найти тему

Историческая записка о селе Оковцы.

... окончание

Чудеса позднѣйшаго времени по изложенію прежней исторической записки о селѣ Оковцахъ и о явленныхъ Оковецкихъ иконахъ 1862 года. 

 

I. Въ іюнѣ мѣсяцѣ 1828 г., въ деревнѣ Зехновѣ Осташковскаго уѣзда дневалъ полкъ, который долженъ былъ проходить чрезъ село Оковцы. Одна солдатская жена вышла съ ребенкомъ своимъ лѣтъ четырехъ за водою на колодезь, бывшій въ самой деревнѣ; пока она доставала воду, ребенокъ скрылся неизвѣстно куда. Мать конечно сначала подумала, что онъ убѣжалъ домой; но не нашедши его дома, сказала объ этомъ мужу, и оба начали искать свое дитя во всѣхъ домахъ, дворахъ около деревни, и немогли найти. Наконецъ мужъ принужденъ былъ объявить о своемъ несчастіи начальнику полка. На другой день, по приказанію полковника, отряжена была рота солдатъ для отыскиванія ребенка въ поляхъ и смежномъ лѣсу; но поискъ остался безъ успѣха. Между тѣмъ полкъ этотъ долженъ былъ выйти изъ деревни и на мѣсто его поступить другой; — солдатка также должна была отправиться въ обозѣ при своемъ полку, а мужъ ея остался отыскивать свое дитя. На третій день поискъ былъ повторенъ также ротою солдатъ, и уже къ вечеру отецъ нечаянно напалъ въ лѣсу на своего ребенка, который, улыбаясь, сидѣлъ на кочкѣ и забавлялся окружающими предметами. Это было въ тотъ день и въ тотъ самый часъ, какъ послѣ узнали, когда мать, пришедши въ село Оковцы, служила молебенъ предъ чудотворными иконами и съ горькими слезами и сокрушеннымъ сердцемъ умоляла Матерь Божію показать мѣсто, гдѣ находится ребенокъ. 

II. Въ Февралѣ мѣсяцѣ 1829 г., Смоленской губерніи Духовщинскаго уѣзда сельца Горняго помѣщикъ Іосифъ Тимоѳѣевъ Ильинъ, на возвратномъ пути изъ Ниловой пустыни сдѣлался боленъ на ночлегѣ въ дер. Горахъ въ 6 верстахъ отъ Оковецъ. Болѣзнь его состояла въ помѣшательствѣ разсудка, которое доходило до бѣшенства. Бывшіе при немъ слуги привезли его въ Оковцы и обратились къ священнику съ просьбою отыскать для больнаго удобное мѣсто до пріѣзда родственниковъ. Онъ помѣщенъ былъ въ церковной караулкѣ, гдѣ слуга его Василій и другіе наблюдали за нимъ. Чрезъ нѣсколько дней священники рѣшились ввести больнаго въ церковь съ тѣмъ, чтобы, отслуживъ молебенъ Богородицѣ, подвести его къ чудотворнымъ иконамъ. Когда подводили больнаго къ иконамъ, то онъ скрежеталъ зубами, съ яростію бросался на священника, державшаго предъ нимъ иконы, дико кричалъ и противился съ такою силою, что четверо крѣпкихъ мужчинъ едва могли держать его. Когда же поднесли къ нему иконы и наклонили предъ ними его голову, тогда, какъ онъ самъ говорилъ, спало съ него какъ бы тяжелое бремя, и разсудокъ его пришелъ въ здравое состояніе. Вскорѣ послѣ того пріѣхали родственники и, пріобщивъ его св. Таинъ, отвезли домой. 

III. Ржевскаго уѣзда Ильигорскаго прихода деревни Городища крестьянинъ Венедиктъ сдѣлался нѣмъ отъ испуга въ ночи и въ такомъ положеніи пробылъ нѣсколько мѣсяцевъ. Однажды во снѣ ему объявлено было кѣмъ-то, чтобы онъ сходилъ въ Оковцы и помолился предъ чудотворными иконами. Зная немного писать, онъ написалъ, чтобы свели его въ Оковцы. Въ маѣ мѣсяцѣ 1831 г., въ день Вознесенія Господня, мать привезла нѣмаго сына въ Оковецкую церковь; отстоявъ молебенъ Божіей Матери, она свела его на святый источникъ. Помолившись въ часовнѣ и испивъ воды изъ источника, нѣмой, обратившись къ матери, вдругъ началъ говорить съ нею. Обрадованная мать поспѣшила съ сыномъ въ церковь и со слезами на глазахъ объявила свою радость священникамъ и всему бывшему тамъ народу, и, отслуживъ еще молебенъ Божіей Матери, возвратилась домой. 

IV. Въ сентябрѣ мѣсяцѣ 1834 г., въ Оковцахъ былъ столь сильный пожаръ, что угрожалъ совершеннымъ истребленіемъ нетолько селу, но и церкви. Когда не оставалось никакихъ средствъ прекратить усилившееся пламя, въ то время вынесены были противъ огня чудотворныя иконы, и вѣтеръ, дувшій прямо на строенія, принялъ другое направленіе, отъ чего и пожаръ прекратился самъ собою. 

V. Въ 1848 г. во время свирѣпствовавшей холеры чудотворныя иконы обносимы были вокругъ села, и ни одинъ изъ сельскихъ жителей не пострадалъ отъ холеры; тогда какъ въ окрестности многіе отъ нея умирали. 

VI. Въ 1849 г. Осташковскаго уѣзда сельца Черничкина помѣщица Анна Семенова Озерова отъ сильной головной боли лишилась зрѣнія и, когда при старости ея врачебныя пособія оставались безнадежными, она рѣшилась прибѣгнуть съ молитвою къ Богородицѣ. Взявъ елея изъ лампады, висящей предъ чудотворными иконами и помазавъ имъ глаза, стала видѣть. 

VII. 1852 г. Смоленской губерніи Бѣльскаго уѣзда помѣщикъ Александръ Викторовъ Рачинскій, пришедшій въ Оковцы на поклоненіе чудотворнымъ иконамъ, получилъ исцѣленіе отъ долговременной болѣзни, которая по мнѣнію врачей, считалась неизлѣчимою. Исцѣленіе его было на святомъ источникѣ, что и засвидѣтельствовалъ онъ предъ священникомъ и другими устно и письменно. 

Описанныя здѣсь происшествія, говоритъ авторъ помянутой записки, были въ свое время обнародованы и до нынѣ имѣютъ непосредственныхъ свидѣтелей.