Попытки создания тяжелой самоходной артиллерии неоднократно предпринимались как в царский период, так и в советское время. И сегодня мы поговорим о тяжелых самоходных артиллерийских установках (САУ), разработанных в период Великой Отечественной войны.
Практически сразу после эвакуации Кировского завода в Челябинск начинается работа над разработкой «малоуязвимой артиллерийской машины сопровождения танков с большой скорострельностью (12 – 15 выстр./мин) и возможностью одновременного залпа». Разработка такой машины была обусловлена просьбами танковых командиров, которые направляли с фронта письма в Наркомат танковой промышленности (НКТП).
Разработка новой машины велась на двух заводах: Челябинском Кировском заводе и Уральском заводе тяжелого машиностроения в Свердловске (УЗТМ или Уралмашзавод) под общим руководством Ж.Я. Котина.
В связи с сжатыми сроками проектирования, в качестве шасси взяли без изменения ходовую часть танка КВ-1.
Вместо башни на машине была смонтирована рубка с толщиной брони 75-мм. В рубке было установлено 3 артиллерийских орудия, смонтированных в едином блоке. Считалось, что такое вооружение сможет более эффективно обеспечить поражение различных целей. В конечном итоге вооружение САУ состояло из одной 76-мм пушки Ф-34 и двух 45-мм пушек 20К обр. 1932/34 гг. Стрельба из орудий могла производиться как одновременным залпом, так и индивидуально из каждого орудия.
В качестве дополнительного оружия было установлено два пулемета ДТ: один - в лобовом листе корпуса, второй – в кормовом листе боевой рубки.
Экипаж боевой установки включал 6 человек: механик-водитель и стрелок радист располагались в отделении управления, а в боевом отделении находились наводчик, два заряжающих и командир.
Опытный образец, изготовленный на УЗТМ в декабре 1941 года получил название У-13, а после окончательной сборки в начале 1942 г. на ЧКЗ машина получила обозначение КВ-7. Это была первая тяжелая САУ, изготовленная в период Великой Отечественной войны.
Однако после испытаний выявились недостатки, связанные с орудиями, а именно: наличие в одном блоке орудий разных калибров не позволяло вести прицельную стрельбу одновременно из трех орудий, по причине их разных баллистических характеристик.
Поэтому, Государственный Комитет Обороны поручил установить на КВ-7 спаренную установку из двух 76-мм орудий. Но и этот вариант был отклонен после испытаний, так как установка двух орудий была не оправдана.
В начале 1942 года артиллерийское производство на УЗТМ было выделено в самостоятельный артиллерийский завод № 9, который предложил проекты двух новых машин – У-18 и У-19.
Проект У-18 представлял собой КВ-7, но с одним орудием – 152-мм пушкой-гаубицей МЛ-20.
Проект установки У-19 также разрабатывался на базе КВ-1 и предполагал установку 203-мм гаубицы Б-4 массой 12,7 т.
Однако анализ проекта показал, что создание маневренной установки с таким вооружением технически очень сложен, поэтому он него отказались.
В апреле 1942 года состоялся пленум Артиллерийского комитета ГАУ РККА, на котором было принято решение о создании, кроме САУ поддержки пехоты, вооруженных 76-мм пушкой ЗИС-3 и 122-мм гаубицей М-30, тяжелых самоходных установок-истребителей дотов. Такие установки как раз предполагалось вооружить орудием МЛ-20.
Создание тяжелых САУ было поручено ЧКЗ, где была создана специальная конструкторская группа, в которую вошли Н.В. Курин, Г.Н Рыбин, К.Н. Ильин и В.А. Вишняков. Возглавил группу Л.С. Троянов.
На обсуждение 2 января 1943 года были представлены три варианта самоходных установок: У-18 конструкции УЗТМ; проект САУ, предложенный Ж.Я. Котиным, и разработка группы Л.С. Троянова.
Проект Ж.Я. Котина представлял собой размещение орудия МЛ-20 с экипажем и боекомплектом в специально спроектированной рубке на базе танка КВ-1. Сама пушка должна была быть установлена практически без изменений.
Проект группы Л.С. Троянова предполагал установку МЛ-20 без каких-либо изменений, но на удлиненной шасси КВ-1с.
Главный конструктор пушки-гаубицы МЛ-20 Ф.Ф. Петров настаивал на доработку артсистемы для установки на танковую базу.
Участник разработки В.И. Таротько в своих воспоминаниях пишет, что: «Проект Петрова не приняли, так как он не обеспечивал немедленного начала серийного производства. Доложенный Л.С. Трояновым проект с сохранением пушки, но с удлинением корпуса против танкового не был принят по той же причине. Было одобрено предложение Ж.Я. Котина о постройке САУ на серийной танковой базе».
Государственный Комитет Обороны постановлением от 4 января 1943 года обязал за 25 дней разработать и изготовить на базе тяжелого танка КВ-1с опытный образец установки с орудием МЛ-20. В состав группы разработчиков вошли Л.С. Троянов, Г.Н. Рыбин, К.Н. Ильин, Н.Н. Звонарев, В.М. Селезнев, П.С. Тарапатин и В.И. Торотько. Общее руководство осуществлял Ж.Я. Котин. Из-за сжатых сроков весь ведущий состав конструкторов был переведен на казарменной положение. В течение 10 дней домой никто не уходил.
Уже к 17 января 1943 года макет САУ был выполнен в натуральную величину. А 19 января на заводе № 200 был изготовлен корпус машины, а к утру 23 января на заводе № 100 завершились все работы по сборке САУ. На следующий день САУ, получившая название КВ-14 («объект 236»), отправилась своим ходом на Чебаркульский полигон. Испытания были закончены 7 февраля и прошли успешно. Постановлением ГКО от 14 февраля 1943 года КВ-14 был принят на вооружение и поставлен на серийной производство. В апреле 1943 года ГКО постановил КВ-14 впредь называть СУ-152.
Для подготовки тяжелых самоходно-артиллерийских полков в марте 1943 года в Челябинске были сформированы 21-й учебный тяжелый самоходно-артиллерийский полк и 36-й запасной самоходно-артиллерийский полк под Москвой. Сформированные в учебных полках маршевые батареи направлялись в Учебный центр самоходной артиллерии в поселок Клязьма Московской области, где пополняли личный состав различными специалистами, после чего отправлялись на фронт.
Серийное производства САУ СУ-152 продолжалось до декабря 1943 года – до снятия с производства танка КВ-1с. Всего было выпущено 650 самоходных установок.
Боевое крещение СУ-152 поучили на Курской дуге. Несмотря на их ограниченное количество, их появление стало неприятным сюрпризом для немцев. Бронебойный снаряд с начальной скоростью 600 м/с пробивал на дистанции до 1500 м лобовую броню всех танков Вермахта. При попадании в башню он срывал ее с погона.
Именно во время боев на Курской дуге СУ-152 получили прозвище «Зверобой».
В конце 1943 года, в связи со снятием с производства танка КВ-1с возникла необходимость создания САУ на базе нового тяжелого танка. Этим танком стал танк ИС, принятый на вооружение РККА осенью 1943 года.
Постановлением ГКО от 4 сентября 1943 года Опытному заводу № 100 было поручено до 1 ноября 1943 года спроектировать, изготовить и испытать установку ИС-152 (объект 241) на базе танка ИС. После успешных испытаний на полигоне в Кубинке и полигоне в Гороховце, 6 ноября 1943 года машина была принята на вооружение под обозначением ИСУ-152, а в декабре началось ее серийное производство. Компоновка и конструкция боевой рубки принципиальным изменениям не подвергались.
Эти самоходки стали одним из грозных символов Победы в Великой Отечественной войне. САУ СУ – 152 появились в самый тяжелый период войны – период Курской битвы и сыграли в этих событиях свою роль. Предназначенные для уничтожения мощных укреплений, эти самоходки по неволе стали очень эффективным средством против новых танков Вермахта. В дальнейшем, уже ИСУ-152 показала себя в условиях штурма и городских боев, эффективно уничтожая укрепления противника.
В Челябинске имеется несколько штурмовых установок ИСУ-152. Одна находится в парке «Сад Победы», а второй является неоднократным участником парада Победы на Площади Революции.
Литература: М. Барятинский. Тяжёлые САУ Красной армии. — М.: Моделист-конструктор, 2006. — 32 с.
Публикация подготовлена заведующим сектором популяризации ИКН В.Е. Деркачом
#челябинск #великая отечественная война #артиллерия #история #подвиг народа #оружие победы