9/10.
У меня многие мысли совпадают с мыслями автора. Все понятно и не противоречит моим внутренним представлением о материнстве. Книга зашла. Читается легко, быстро. «Ленивая мама» это не про истинную лень, а про создание условий для развития детской самостоятельности.
В основе маминой лени - забота о детях, а не равнодушие.
Ниже цитаты и мысли, которые откликнулись лично мне. И зачастую это про взаимоотношения с людьми в целом (не только с ребёнком).
***
Если родители предугадывают все желания ребёнка, ребёнок ещё долго не научится понимать свои потребности и просить помощи.
***
Дети - не просто дети, а дети своих родителей, то есть являются частью семейной системы, где все элементы взаимосвязаны. Когда меняется поведение родителей, соответсвенно, меняется и поведение детей.
***
Вырос не равно стал взрослым.
***
Если я хочу, чтобы дети были самостоятельными, инициативными и ответственными, то для этого надо предоставлять им возможность для проявления этих качеств.
***
Единственная и самая важная миссия родителей - научить ребёнка самостоятельности.
***
Я люблю себя, чтобы были силы любить близких и быть им полезной. Ребёнку не нужна «жертвенная» мама. Ребёнку нужна счастливая и любящая мама.
Не надо жертвенности и надрывной усталости. Не забывайте заботится о себе.
***
Ленивая мама учит, рассказывает, показывает, знакомит, помогает, но не делает за ребёнка то, с чем он может справится сам. Ребёнок растёт - и мама постепенно отпускает его от себя, понемногу передавая ему ответственность за то, что с ним происходит.
***
При здоровой самостоятельности родительский контроль остаётся. А вот если контроль полностью исключить, возникает опасная самостоятельность.
Родительский контроль бывает разный - защищающий, направляющий, удушающийся, блокирующий, раздражающий, отдаляющий. И один легко перерастает в другой, если родители забывают его вовремя ослабить.
Контроль через доверительные отношения.
***
Предоставляет ребёнку самостоятельность, прежде всего важно очертить рамки ее проявления. По мере взросления рамки должны расширяться. Рамки (границы) это нормы, правила, условия, в основе которых в идеале должны лежать кроме безопасности нравственность и семейные традиции. Самостоятельность вне таких рамок - это распущенность и вседозволенность.
***
Самостоятельность и бесконтрольность
не синонимы.
***
Идеальные условия для развития самостоятельности : безопасное пространство + личная мотивация ребёнка (интерес, потребность) + уверенность взрослого.
***
Самый важный фактор развития детской самостоятельности - это способность взрослых побороть свою тревогу. Тревога это нормально. Но если она не переходит границы нормы с приставкой «гипер», которая мешает развитию ребёнка.
***
Зона ближайшего развития. Сначала показываем, потом делаем вместе, потом контролируем, потом доверяем.
***
Ребёнок приходит в это мир вовсе не для того, чтобы оправдать наши надежды и жить по нашему плану. У него свои задачи на эту жизнь.
***
Ленивой мамой мешает стать повышенная тревога, перфекционизм, желание контролировать и моделировать судьбу ребёнка и банальный дефицит времени.
***
Прежде чем настаивать на своём мнении, подумайте над последствиями. Последствия несут угрозу жизни или здоровью? Если нет, задаём себе следующий вопрос: последствия легко пережить или аннулировать? Если да, то позволим ребёнку получить свои шишки и сделать выводы.
***
Будет ли жизненный опыт тормозящим активность или развивающим зависит от реакции и действия взрослого.
***
Развитие самостоятельности - это всегда задача поиска подходящей для ребёнка мотивации.
***
Для формирования любого навыка задействовать принципы постепенности, самоконтроля и личной заинтересованности.
***
Помогайте ребёнку только тогда, когда он не может справится сам.
Беспорядок это временно, в приобретённые детьми навыки постоянны.
***
«Я не могу» - это повод разбить сложную задачу на более простые.
***
Чтобы ребёнок слушал с первого раза:
1. Убедиться, что вас внимательно слушают;
2. Убедиться, что ребёнок вас действительно услышал;
3. Договориться о последствиях.
***
Позвольте выбирать ребёнку там, где это возможно.
***
Нельзя воспитывать самостоятельность, не воспитывая при этом нравственность.
***
Если личная мотивация не появилась, задействуйте стимулы. Есть отрицательные (наказание) и положительные (приз).
***
Отношения важнее навыков.
***
Самостоятельный ребёнок не значит «удобный» и «послушный». Воспитывая самостоятельность, нужно быть готовым к тому, что у ребёнка будет своё мнение, свой выбор и своё право на ошибку.
***
Обиду часто демонстрируют, чтобы другой почувствовал себя виноватым. Вина и обида - инструменты манипуляции.
Чувство вины и обиды произрастает из неуверенности в себе. Вина - восприятие своих действий, стыд - восприятие самого себя.
Самостоятельность это про самодостаточность и целостность.
***
Важно задавать вопросы. Ребёнку и себе. На диалогах строятся отношения.
____________________
Теперь я уверена, что в третий раз книгу перечитывать не буду😂 В крайнем случаю обращусь к этому посту😉
#сашинаизба-читальня