Относительно недавно я рассказывала про окрестности метро «Автозаводская» и про остатки Симонова монастыря – и, судя по статистике, многим это показалось интересным. Ну что ж, теперь пойдём по Камер-Коллежскому валу дальше на запад и постараемся посетить сегодня два ничуть не менее интересных, но куда лучше сохранившихся монастыря – Донской и Даниловский. Ну а заодно посмотрим ещё кое-что интересное.
Начинаем от метро «Шаболовская». Выходим, задумчиво смотрим на Шуховскую башню – вот уж ретро, вот уж памятник началу эпохи телевидения! – затем переводим взгляд на симпатичное здание-теремок в неорусском стиле. Это богадельня московского дворянства, созданная в 1901 году одним из главных меценатов своего времени, Юрием Нечаевым-Мальцовым (в последнее время я прониклась колоссальной симпатией к этому человеку: кажется, современники воспринимали его кошельком на ножках).
После этого поворачиваем направо и идём вдоль трамвайных путей до тех пор, пока не увидим красные стены и башни Донского монастыря. Это совсем недалеко: 5-7 минут быстрым шагом.
Входим в украшенные колокольней ворота со стороны Донской улицы – и видим настоящее архитектурное попурри. Малый собор иконы Донской Божией Матери – традиционно-русская шатровая церковь. Церковь Иоанна Лествичника около могилы Солженицына – квинтэссенция модерна. Ну а Большой собор иконы Донской Божией Матери сейчас, увы, на реставрации (впрочем, внутрь войти можно, службы идут), хотя это один из памятников нарышкинского барокко, о котором я недавно упоминала. Вот, что пишут о реставрации собора в последнее время:
Исследования, проведенные во время восстановительных работ, показали, что собор, возведенный из красного кирпича, вплоть до середины XIX столетия был белым. Кроме того, его декор — оконные наличники, дверные порталы — был полихромным. Реставраторы склоняются к восстановлению оригинальной покраски, равно как и позолоты центрального купола, голубого оттенка боковых куполов (так было в XIX веке) и золотых накладных звезд.
Обещают, что в 2022 году реставрацию закончат, но... видно будет. Обидно, конечно, что не получится рассмотреть собор, но на территории Донского монастыря и без него достаточно примечательного. Прямо под монастырскими стенами сохранился некрополь — это Старое Донское кладбище, о котором я вскользь упоминала недавно. Место для Москвы чрезвычайно романтизированное. И, без преувеличения, сакральное. О нём необычайно трогательно пишет в своих «Кладбищенских историях» Борис Акунин:
Если хотите понять и почувствовать Москву, погуляйте по Старому Донскому кладбищу. Москва, которую я люблю, похоронена там. Похоронена, но не мертва. Впервые я почувствовал, что она жива, в ранней молодости, когда служил в тихом учреждении, расположенном неподалеку от Донского монастыря… Абсолютное большинство здешних покойников ничем себя не прославили. Славных да громких в ту пору хоронили в Петербурге, а здесь Москва, провинция. Они и в самом деле все умерли — говевшие, делавшие визиты, читавшие «Московские губернские ведомости» и ругавшие коварного Дизраэли. Но на Старом Донском кладбище меня охватывает острое, а стало быть, безошибочное чувство, что они где-то рядом, до них можно дотянуться, просто я не знаю, как поймать ускользнувшее время, как зацепить тайну за краешек.
О нём же в стихах, и ничуть не менее трогательно, поёт Александр Городницкий:
...а в Донском монастыре
Время птичьих странствий.
Спит в Донском монастыре
Русское дворянство:
Дремлют, шуму вопреки,
И близки и далеки,
От грачиных криков,
Камергеры-старики,
Кавалеры-моряки
И поэт Языков.
Насчёт Языкова, кстати, Городницкий промахнулся: поэт был похоронен на соседнем кладбище — в Даниловском монастыре (туда мы сегодня дойдем), а потом его останки перенесли на Новодевичье. Ну, бывает, все мы не без греха. Что же касается Старого Донского, то место и вправду очень… скажем так, энергетически-насыщенное. Хотя Борис Акунин немного лукавит, когда говорит, что большинство тех, кто покоится на Старом Донском кладбище, ничем себя не прославили. Здесь достаточно могил известных личностей. Например, архитектор Осип Бове, отстроивший Москву после пожара 1812 года. Архиепископ Амвросий, убитый во время Чумного бунта. Поэт Аполлон Майков. Литератор Пётр Чаадаев. Белогвардеец Антон Деникин. Для наших современников – лауреат Нобелевской премии Александр Солженицын. И, конечно, моя одиозная тёзка – московская помещица Дарья Салтыкова, она же Салтычиха, замучившая до смерти десятки крепостных девушек (несколько лет назад об этом сняли сериал с Юлией Снигирь в главной роли).
Последняя, судя по всему, вызывает наибольшее любопытство визитёров. Ничем другим я не могу объяснить тот факт, что на двух саркофагах – самой Дарьи Николаевны и её сына – ярким и весьма современным маркером отчётливо написано, кто есть кто. Ни одно другое захоронение такой чести не удостоилось: стёрлись буквы – значит, всё, стёрлись, человек ушёл в небытие… Но, видать, о могиле Салтычихи слишком часто спрашивали. Так что теперь она бросается в глаза (тем, конечно, кто всматривается в надгробия).
Во время прогулки по кладбищу обязательно нужно будет дойти до дальней стены монастыря. Там спрятано едва ли не главное сокровище – горельефы, которые когда-то украшали Храм Христа Спасителя. Не нынешний, конечно, а тот – взорванный на пике богоборческого ХХ века. В ту пору в Донском монастыре размещался архитектурный музей, вот в нём и удалось спасти горельефы. Воистину: старая Москва здесь похоронена, но не мертва.
***
В Донском монастыре на этом, пожалуй, закончили. Выходим и медленно идем по Серпуховскому валу в сторону метро "Тульская". Примерно на полпути будет еще одно интересное здание, на которое стоит обратить внимание – старообрядческий храм начала ХХ века, маковки которого сильно смахивают на купола собора Василия Блаженного. Храм маленький, но очень симпатичный, с интересными изразцами и растительными мотивами в оформлении. Об этом храме я писала не так давно, и выкладывала много фотографий, можете посмотреть по ссылке:
***
Я обещала остановку на обед, и она состоится. За гастрономическую составляющую на этом маршруте отвечает Даниловский рынок – место, которое этак 5-7 лет назад принято было считать модным, но сегодня там просто вкусно.:) Подробный обзор множества корнеров национальных кухонь, спрятанных на Даниловском, я писала в прошлом году, так что не буду повторяться – скажу пунктиром. Выбирать-то всё равно будете на свой вкус.
Абсолютное большинство москвичей нахваливает суп фо бо из местной вьетнамской кафешки. На семью или на компанию из 3-4 человек советую брать утку по-пекински. Мой фаворит – чикен тикка масала из «Индийской точки». Ну а любителям сладкого стоит дойти до прилавка My Gelato и взять там итальянское мороженое с любым мыслимым вкусом (горгонзола и клубника+просекко тоже есть!). И обязательно выпейте кофе, сваренный на песке, с кусочком рахат-лукума.
Приятного аппетита!
***
Все сыты? Отлично! Идём дальше – по трамвайным путям, на Даниловский вал, и совсем скоро будут ещё одни монастырские стены, украшенные «ласточкиными хвостами». Это Свято-Данилов монастырь. Московский ветеран: основан аж в 1282 году.
В течение долгого времени монастыри были не только центрами духовной жизни, но и оборонительными сооружениями: вон какие стены крепкие, к чему бы это? Даниловскому монастырю тоже довелось повоевать: например, он отражал нападение крымского хана в конце 16 века (немудрено: хан шёл из Крыма, то есть с юга, и на подступах к Москве наткнулся именно на эти стены).
Архитектурный ансамбль непростой. Главный собор здесь – это храм Святых отцов семи Вселенских соборов, который датируют началом 18 века. На втором ярусе храма сохранились прекрасные росписи, можно подняться и посмотреть: к туристам относятся лояльно, за фотоаппарат вроде не ругают (или мне повезло?). Чуть дальше – Троицкий собор 19 века, построенный по проекту Осипа Бове: классическая архитектура Москвы после пожара, солидная и монументальная.
На входе ярусная церковь-колокольня Симеона Столпника, очень похожая на ту, которую мы видели в Донском монастыре: тут уж типичное барокко середины 18 века, очень узнаваемая архитектура. Ну а часовня, которая в центре композиции, установлена совсем недавно: к тысячелетию Крещения Руси в 1988 году.
Одна из важнейших святынь монастыря – частица мощей святого Спиридона Тримифунтского. Так-то они хранятся в Греции, на Корфу. Помните, несколько лет назад их привозили в Москву и выставляли в храме Христа Спасителя? Какой был ажиотаж! Так вот, в очереди можно было не стоять аж двум категориям паломников — тем, кто бывал на Корфу, и тем, кто знает про Даниловский монастырь.
Есть, кстати, интересная история, связанная с колоколами Даниловского монастыря. В 1930 году их купил американский меценат Чарльз Ричард Крейн, который передал их в Гарвард: примечательный ведь образец, достойный изучения! Однако в 2008 году колокола вернули домой, а для университета отлили точные копии под руководством Общества церковных звонарей. Так что теперь всё по-старому.
Некрополь Даниловского монастыря находится в отдалении, и он гораздо скромнее (точнее, сохранился гораздо хуже), чем Старое Донское кладбище — по тому-то, как мы только что выяснили, можно часами гулять, смотреть, думать... Здесь всё лаконичнее: лишь несколько захоронений у монастырской стены. Когда-то, кстати, здесь был похоронен Гоголь, но в 1930-х годах могилу вскрыли (помните все связанные с этим страшилки?) и перенесли останки писателя на Новодевичье кладбище. Зато здесь остался лежать один из главных славянофилов — Алексей Хомяков (и его единомышленники здесь же).
Я могла бы предложить вам перейти на другой берег Москвы-реки и отправиться на следующий маршрут — к достопримечательностям близ станции метро «Автозаводская», — но, увы, переход через реку здесь не слишком удобный. Так что не будем стремиться объять необъятное: изучать Москву лучше постепенно, без спешки.
Понравился маршрут? Бывали в этих местах? Делитесь впечатлениями в комментариях и подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного. Читайте также: