Приветствую вас, уважаемые читатели!
Продолжаю писать про резьбовые соединения, и сегодня не менее интересная тема, чем была вчера. А вчера я писал про то, чем отличается винт от болта, статья собрала много просмотров и комментариев, поэтому продолжаем обсуждать резьбовые соединения и коснёмся соединений, которые есть у каждого из нас на автомобилях.
При ремонте машин все мы часто сталкиваемся с необходимостью заменить болт или гайку, и каждый раз это вызывает проблемы, так как все болты и гайки в машине имеют мелкую резьбу, а по наличию у нас только со стандартной резьбой и скрутить не от куда.
Чем же так привлекает мелкий шаг резьбы конструкторов автомобилей? Давайте вместе разбираться! Читайте статью до конца, и в комментариях добавляйте то, что я мог упустить и не описать.
- Соединение с мелкой резьбой обеспечивает лучшую прочность. Спорный момент. С одной стороны я согласен, с другой нет. Прочность соединения обеспечивается за счёт разницы наружного и внутреннего диаметра резьбы, которая для соединений с мелким шагом меньше, чем со стандартным. Также прочность обеспечивается за счёт материала. Соединения с мелким шагом резьбы делаются из углеродистых материалов, чтобы компенсировать потерю прочности на разнице между диаметрами. Соединения с мелким шагом резьбы рекомендуется закручивать с большим крутящим моментом. Но это не говорит о том, что детали будут лучше прижиматься, а от части говорит о том, что в резьбе с мелким шагом выше сила трения, для её преодоления и требуется больший крутящий момент.
- Мелкую резьб можно использовать для тонкостенных деталей. Тут соглашусь. Все мы знаем, что нагрузка в резьбе распределена неравномерно и большую часть нагрузки несут первые три витка. В любой детали можно нарезать больше виткой мелкой резьбы, чем стандартной. Ниже приведу схему нагрузки в витках резьбы.
- Мелкая резьба надёжна на откручивание. Это 100% факт. За счёт большего угла наклона к оси соединения, возникает больший угол трения. Это главное преимущество мелкой резьбы над стандартной (а существует ещё и мелкая 2 и супер мелкая). На машинах возникают ударные и вибрационные нагрузки, которые мелкая резьба не так боится, как крупная.
- Герметичность резьбового соединения. Тут тоже соглашусь. Соединение, конечно, не герметично, но в него попадает намного меньше влаги и грязи, чем в соединение со стандартной резьбой.
- Габариты и масса. В автомобилестроении масса очень важна. С использованием мелкой резьбы можно использовать более тонкие детали, например ступица колеса. Можно использовать болты меньшей длины, так как с мелкой резьбой высота гайки меньше и по правилам машиностроения (болт должен выступать над гайкой на 3-5 витков резьбы) можно использовать более короткие болты.
- Точность регулировки. Опять же, согласен. За счёт меньшего шага, требуется больший поворот ключа, для создания такого же усилия, как при использовании стандартной резьбы. Согласитесь, куда проще отследить поворот ключа на 20 градусов, чем на 10?! Точность будет выше.
Ну а теперь о минусах, ибо, если бы их не было, то повсеместно использовалась бы мелкая или супермелкая резьба.
- Более сложна в изготовлении.
- Используются более дорогие материалы, как правило, это углеродистые стали.
- Легко повреждается. Мелкую резьбу легче замять, она более чувствительна к загрязнениям.
Всего 3 минуса, но они настолько существенны, что мелкая резьба не широко распространена!
Мне кажется, что у мелкой резьбы есть и другие минусы. Если вы про них знаете, то напишите в комментариях! Ставьте лайк, если статья понравилась, подписывайтесь на канал!
Спасибо за прочтение статьи!