Неожиданная информация приходит их глубины веков, из самых народных поверьев. Как Вы думаете, кто в мистическом страхе держал лесных зверюшек, и крестьян впридачу? Знакомьтесь, "зайчишка-трусишка", он же "зайка-побегайка", но и он же "бес косой"или "лешачья собака". "Как же так!?"- спросит читатель, помнящий сказки, где зайка являлся самым обездоленным и страдающим персонажем. А вот так. Сначала, про сказки. Сколько Вы читали народных сказок? Точно, не больше 10. Огромное количество сказок было в каждой местности; складывались они в течении столетий, изменялись под влиянием главного- цели их существования- для чего их рассказывать. То, что мы читаем детям сейчас, служит для развлечения, развития чувства связи с культурой. Для наших предков сказки, были вроде "навигатора" жизни. Сказки, поверья, обряды, приметы, достаточно жестко определяли быт, поведение, отношения людей. Наши предки жили в мире, где реальность и выдумка переплетались: налить в блюдце молоко домовому и кошке, отказаться от планов из-за плохой приметы, при новом начинании умаслить духов. Тяжелая, взрослая жизнь описывалась словами совсем неподходящими для современных детей и впечатлительных граждан. Так что, милый пушистик был героем сюжетов страшных или же фривольных. Народное мнение разделилось, каким именно способом навивал ужас заяц на зверей лесных и крестьянок. Но у нас сегодня статья о древних страшилках.
Под подозрение в порочащих связях с нечистой силой косой попадал за дар предвиденья. Ну в самом деле, как можно заранее к холоду или теплу менять шубку? Не иначе, подсказал кто. Да и бег зайца очень уж замысловат, как знаки окаянные выписывает. Поэтому, очень много поверий и сказов, про то, как заяц заманивал охотников к лешему или исчезал, когда в него стреляли. Встретить зайца на дороге, было хуже, чем позволить черному коту перейти дорогу. По народным поверьям: колдуны, бесы и прочий сброд перекидывались в косого для своих темных дел. А иногда не утруждались- просто просили лешего выделить им шустрого посыльного. Конечно же, Леший, как главный мистический хозяин леса, был главным владельцем пушистого чудовища. На Севере внезапное увеличение зайцев в лесах связывали с тем, что один Леший проигрался в карты другому и такой "валютой" выплатил долг.
Даже наше привычное название "косой"- это не издевательство на физическими недостатками зверька, а одно из названий бесов. Приведу старинную загадку:"Косой бес побёг в лес". Или вот, милый стишок:" Косой бес побёг в лес, срубил палку-убил галку. Галка плачет, косой скачет".
Сложное отношение к зайцу выразилось в названии врожденных дефектов у человека. Широко известно понятие "заячьей губы". Причиной по поверьям могло быть неосторожное поведение матери во время беременности; увидела зайца и не отвернулась. Людям с такими особенностями жилось несладко: к ним относились настороженно и считали отмеченными нечистой силой.
Да, много неприятного мог узнать о себе длинноухий из людских сказаний, если бы ему это было интересно. Но были и обнадеживающие моменты. Я уже писала, что задача народных поверий не сколько напугать, сколько подсказать, как себя повести в той или иной ситуации. Практичные крестьяне реагировали такие ужасы мудрым вопросом:"Как бороться?" Ну, бороться успешно с нечестью могли только святые. Предки, мудро себя святыми не считая, задавали другой вопрос:"Можно ли договориться?"
А вот тут-пожалуйста. Народное наследие оставило много подобных примеров. И именины зайца, на которые скидывались оставшимися овощами, и заговоры, и гадание по зайцу.
А что делать, если идет охота на самого зайца. Тут тоже есть варианты- договаривались уже с главным- Лешим-делали ему подношение за зайцев в силках.
Вот такой у меня получился рассказ про темную сторону заячьей души.
Подписывайтесь на канал: