Найти тему
Психология Феминного

Подростковые инициации из детства в мир взрослых, или как быть родителям? Часть 2

Оглавление

Говоря об инициации взросления, важно помнить, что нашим предкам ритуалы помогали осознать своё предназначение в этой жизни, полнокровно встроиться в среду социума. И если таковой процесс был бесцельным, то своего рода опустошённость в душе от не включенности в общество может периодически возвращать человека в детство. С подобными инфантильными реакциями, порой, справиться самостоятельно практически невозможно. Вот и появляется тяга мирам алкоголя, наркотиков, лудомании – вплоть до суицида.

И в переходный период родительские реакции могут быть разные: как эмоциональные – от ужаса, ярости, страха и волнения, так и действенные – запрет, ограничение свободы, изоляция, обзывание и осуждение. Важно понимать, что родитель имеет право на любые свои чувства, но необходимо учитывать, что у каждой реакции есть свои последствия. Очень многое зависит от родительской позиции, но если сильно включаться в процесс становления, то подросток начнёт постепенно снимать с себя ответственность, перекладывая её на беспокойного и недоверчивого взрослого с посланием «если переживаешь, переживай ты, а я тогда не буду париться».

Бывает так (конечно, неосознанно и из желания лишь помочь своему ребёнку), что родители, пытаясь как-то справиться со своей тревогой и страхом за жизнь подростка, могут накладывать строгие запреты, прибегая к системе поощрения и наказания. Что может происходить: у подростка, с одной стороны, падает интерес пробовать что-то новое, проявлять здоровое любопытство, а с другой, начинает теряться доверие к родителям, ребёнок всё больше и больше отдаляется от них (это, в некоторой степени, может пойти на пользу - не стоит всё знать родителю). В случае всеобъемлющего принятия любых проявлений, у ребёнка не оказывается границ, от которых можно оттолкнуться, на которые можно опереться и положиться.

Что же тогда делать?

-2

Первое и самое главное - не оставлять подростка наедине с собой и с теми событиями, которые могут нести негативный окрас – можно помочь ему мягко примкнуть к конформной группе с более позитивным настроем, но не менее сложной структурой, где он сможет обрести личный авторитет, научиться общаться и взаимодействовать по-взрослому. Таковой может стать и терапевтическая группа для подростков с определённой тематикой, где участники делятся схожими проблемами и обретают понимание, что то, что с ними происходит, – нормальное течение времени, уходит ощущение одиночества.

Полезным может стать и общение с психологом, выступающим проводником между реальностью подростка и тем миром, куда он стремится – взрослые. Летом же можно отправлять ребёнка в специальный лагерь с походными условиями, где навыки выживания и грани между страхом и адреналином оказываются полезными.

Инициация позволяет подростку постичь тройное откровение: откровение Священного, Смерти и Сексуальности»

Мирча Элиаде, исследователь мифологии

Известно, что все три вида опыта отсутствуют у ребёнка, а инициируемый узнаёт о них, принимает и включает в структуру своей новой (более взрослой) личности лишь посредством ритуальности.

-3

В завершение важно отметить, что из школы сегодня выходят не подрастающие дети, а уже физически сформировавшиеся половозрелые парни и девушки. Но академические знания, которыми питали их умы, едва ли помогают в социализации. В голове могут остаться лишь обрывки знаний без структуры, а в сознании нет ценностных установок, внутреннего мировоззрения, понимания семейного быта, обращения со своей сексуальностью, знаний о деньгах, духовном и материальном. По факту это люди - не инициированы как взрослые, - наиболее благоприятный для этого момент, когда внутренний зов был так яро ощутим, оказался упущен…

Побег/уход из дома, самостоятельность, риск, независимость, стремление к испытанию себя на прочность, самоутверждение в новом образе, в группе подобных, разрушение родительских стереотипов и привязанностей, встреча с полнейшим хаосом и стремление пройти через него, сексуальность, испытание себя болью, поиск примера, подражание герою – всё это архетипические проявления подросткового возраста. Зная, какую ритуальность им придавать и как наиболее гармонично проживать их в детско-родительских отношениях, можно помочь вырасти своему ребёнку во взрослую и целостно здоровую личность. И психологическая, терапевтическая, культурная и родовая поддержка – большое подспорье в этом процессе.

Автор статьи: Юлия Кошель - психолог в гештальт подходе, педагог, специалист в области психосоматики и работе с подростками, экс-ассистент международного стандарта педагогики Montessori.

#подросток #подростковый возраст #подростки и родители #подростковая литература #подростковые проблемы #подросткам

Читайте также на нашем канале статью:

  • Сигареты, алкоголь и мысли о смерти – зло, или как подростки проходят инициации из детства во взрослый этап в современном мире.

Не забудьте подписаться на наш канал!