Ни для кого не секрет, что за последнее время в TCS Group (группа Тинькофф) произошли коренные изменения.
Что же произошло?
1) Уход Оливера Хьюза
Во-первых, в самом начале введения санкций против российских банков, изменилось управление компании. Из компании ушёл Оливер Хьюз, окончательно сложивший свои полномочия 23 апреля. Многие недооценивают значение этого топ-менеджера в развитии компании. Именно он занимал должность CEO (исполнительный директор) компании TCS Group в последние годы, председателем правления же он стал ещё в самых истоках зарождения первого онлайн-банка в России в 2007 году. То есть в 2022 году шёл 15 год, когда он входил в руководство компании. «Я ничего не знал про Олега Тинькова, но я понял, что это уникальная возможность — рынок просто созрел к изменениям», — говорил он.
В первые несколько лет, до 2014 года, менеджер работал под прямым руководством Олега Тинькова: «он был глубоко погружен в бизнес, был его ключевым драйвером, но с годами все изменилось»
За это время Тинькофф банк стал самым прогрессивным и перспективным частным банком. Все успехи банка напрямую можно назвать заслугами именно Хьюза. После ухода Оливера Хьюза его обязанности были распределены между целой группой менеджеров, и теперь решаются коллегиальным путём. Как и любая смена руководства, будь это президент, тренер футбольного клуба или тот же топ-менеджер компании, влечёт за собой турбулентность, неопределённость и необходимость времени для стабилизации и формирования новой стратегии, тем более, когда "тренером" был Оливер Хьюз. Это является негативным фактором для развития банка.
2) Продажа 35% акций Тиньковым
Во-вторых, основатель компании продаёт свою долю, то есть 35%. Совсем недавно Олег Тиньков, основатель компании, достаточно резко высказался насчёт текущей геополитической ситуацией в России. Можно было бы предположить, что своими высказываниями он пытается защитить свой банк он западных санкций. Тинькофф банк один из не многих банков, который не попал ни в один пакет санкций. До данного момента санкции обходили стороной банк. Но следом появляется новость о продаже крупного пакета акций Тинькова, причём, по цене значительно ниже рыночной. На максимальных значениях его доля оценивалась в 4-6 млрд долларов, в настоящий момент более 1 млрд, а намерение же продать - за 300 млн долларов, то есть со скидкой 80%, выглядит достаточно абсурдно. Вряд ли станет известно, что привело Тинькова к таким высказываниям и действиям, но именно эти события сильно напугали инвесторов.
3) Ребрендинг
Третий фактор - ребрендинг. То есть уход от именного ассоциативного бизнеса к чему-то новому. Что в данном случае достаточно спорное решение, которое также пугает инвесторов.
Какие предположения можно сделать по последним факторам?
В данной ситуации сама компания ходила по острию ножа, с одной стороны - возможное давление западных санкций, которые напрямую, в любом случае, значительно не затронули бы банк, так как основными клиентами банка являются физические лица, а не юридические, как в Сбербанке, но всё же введение санкций пугает инвесторов. С другой стороны - давление со стороны России на бизнес основателя компании, который резко высказывается насчёт текущей политики. Чтобы обезопасить своё "детище" со стороны "ваших и наших" пришлось проводить ребрендинг и продажу доли. Возвращаясь к Оливеру Хьюзу, скорее всего, топ-менеджер знал о планах основателя компании, его мотивах и отношении к происходящему, и решил отстраниться от данного бизнеса без участия Олега.
Как мы знаем, возможными покупателями является "Альфа-банк" , "Яндекс", "МТС" и "АФК Система". Попытки сделки насчёт слияния Яндекса и Тинькофф банка уже были. Поэтому "Яндекс" является главным претендентом на покупку пакета акций, тем более со скидкой (в 2020 году слияние компаний сорвалось из-за несогласованности цен, Тиньков требовал 6,2 млрд $, "Яндекс" готов был предложить ровно 6 млрд $). Менее возможна сделка с Альфа-банком и Промсвязьбанком, так как они вошли в санкционный список. С чем связана такая скидка, остается вопросом.
Что мы имеет по итогу?
Негативные факторы: ранее перечисленные + понижение узнаваемости бренда после ребрендинга.
К положительным факторам стоит отнести:
- Прирост банковских клиентов, так как банк не попал под санкции;
- Прирост инвестиционных счетов, так как опять же не попал под санкции;
- Слияние с крупной компанией и масштабирование экосистемы;
- Отстранение от санкций;
- Отлаженная бизнес-система, которая может двигаться по инерции.
Положительные факторы могут в долгосрочном периоде позитивно сказаться на бизнесе, в краткосрочном периоде времени самым негативным является уход Оливера Хьюза, с чего следует сделать вывод, что без такого же высококвалифицированного специалиста, такой экспансии уже не будет.
Если рассматривать акции Тинькофф, то все негативные изменения связанные с банком уже заложены в цены акций, и поэтому цена подошла к хорошей точки входа в долгосрочном периоде, если больше не будет негативного новостного фона. Но тем не менее, инвестирование в такой период неопределенности является крайне рискованным, и следует помнить: "Чем выше доходность, тем больше риска".
#инвестиции
#тиньков #тинькофф банк