Найти тему
Без музыки совсем не то

Альбом «Fly To The Rainbow» начинала записывать группа Dawn Road, а выпустила его группа Scorpions

В 1974-м году некая не слишком известная немецкая рок-группа Dawn Road вместе с гитаристом группы Eloy Фрэнком Борнеманном приступила к записи альбома, но лейбл приказал группе переименоваться в Scorpions, мотивируя это тем, что Dawn Road – это не бренд, под которым новый коллектив может добиться успеха. А лейбл Scoprions уже тогда был хоть и небольшим, но брендом, и именно под этим брендом появился дебютный альбом группы «Fly To The Rainbow».

Немецкое более позднее переиздание альбома Scorpions "Fly To The Rainbow", 1974 г.
Немецкое более позднее переиздание альбома Scorpions "Fly To The Rainbow", 1974 г.

Альбом Scorpions «Fly To The Rainbow», появившийся в 1974 году, можно считать дебютным диском этой группы, потому что его выпуск сопровождала одна очень интересная история. Дело в том, что действительно первый альбом группы «Lonesome Crow» (1972 г.) оказался настолько не соответствовавшим веяниям времени, что непонятно, как его вообще выпустили, и при этом фирма Brain, выпустившая его, не вылетела в трубу.

После выхода этого альбома группа осталась без контракта и перебивалась заработками с редких концертов, но самым ужасным было то, что из нее стали бежать музыканты. В 1973 году в группе остались лишь два брата-гитариста Шенкера – Рудольф и Михаэль, а также фронтмен Клаус Майне. Но вот наступила и очередь Михаэля, который был лидер-гитаристом и сбежал в UFO, и стало ясно, что группе настанет кирдык, если она срочно не найдет замену. Рудольф был хорошим гитаристом, но умел играть только на аккордах, а хард-роковые риффы и соляки были для его талантов в те времена недостижимы.

На видео: так выглядела первая карнация "Скорпионов" в 1972 году

На счастье, пути «Скорпионов» пересеклись с такой же не совсем успешной группой Dawn Road, в которой играл и одновременно пел гитарист-виртуоз Ульрих Рот, и Шенкер предложил составить ему компанию в Scorpions. Рот не захотел покидать своих друзей – бас-гитариста Франсиса Бухгольца, кливишника Ахима Киршинга и барабанщика Юргена Розенталя. Но он, в свою очередь, предложил «осиротевшим» Шенкеру и Майне присоединиться к Dawn Road. Тем ничего не оставалось делать, как внять совету.

Так исчезла первая карнация группы Scorpions, и началась эпоха группы Dawn Road. Музыканты нового состава начали готовить свой дебютный альбом и использовали для этого три песни, которые придумал еще Михаэль Шенкер – «Fly People Fly», «Far Away», «Fly to the Rainbow». Что-то придумал Рудольф Шенкер, что-то Ули Рот, и альбом планировался шикарный. Музыканты представили новый материал своему более сведущему в популярных течениях рок-музыки коллеге - Фрэнку Борнеманну, гитаристу и вокалисту немецкой группы Eloy. Тому этот материал приглянулся, он согласился выступить продюсером группы и сосватать ее какому-нибудь приличному лейблу.

На видео: а так "Скорпионы" выглядели в 1973/74-м, перед записью альбома "Fly To The Rainbow"

Однако с лейблом не вышло, потому что Harvest, на котором записывались Eloy, не захотел иметь дел с группой, вокалист которой не совсем хорошо владел английским языком. Не было больше иного выхода, как снова связываться с каким-нибудь мизерным лейблом, от которого денег за пластинку невозможно было дождаться хоть 100 лет. Но тут музыкантам несказанно повезло – их материалом заинтересовались киты тогдашнего граммофонного бизнеса – RCA Records, но поставили условие – переименовать группу обратно в Scorpions, раз уж ее основатели имели на этот бренд полные права.

Что тут было делать? Было понятно, что лейблу легче было иметь дело с уже хоть как-то раскрученной группой, а Scorpions знали как минимум в Германии хотя бы по их первому альбому. А вот Dawn Road не знал практически никто и нигде, кроме завсегдатаев нескольких немецких пивных, в которых до этого музыканты зарабатывали себе на жизнь. Ну, Ули Рот уже тогда был широко знаменит в Германии как гитарист-виртуоз, но только среди таких же безденежных любителей Джимми Хендрикса, как и он сам. Сами понимаете, такая популярность финансовых дивидендов не несла, поэтому лейбл RCA делал ставку на бренд «Scorpions», а не на популярность Ули Рота.

Американский выпуск винилового альбома Scorpions "Fly To The Rainbow", 1974 г.
Американский выпуск винилового альбома Scorpions "Fly To The Rainbow", 1974 г.

Вот так и родилась группа «Scorpions 2-й сезон», которая, кроме названия, переняла и двух музыкантов прежнего состава, а больше ничего. То есть никакого расширения прорыва по найденной в 1972 году музыкальной схеме не было и в помине. Продюсер Фрэнк Борнеманн позаботился о том, чтобы из музыки его подопечных исчезли все следы краут-рока, в котором, по большей части, был сделан альбом «Lonesome Crow». Теперь «Скорпы» играли чистый хард-рок с элементами прогрессива и даже психоделии, но это все было уже гораздо современнее, и новый альбом должен был принести новой группе гарантированный успех, потому что, кроме всего прочего, упор делался и на прекрасные баллады Михаэля Шенкера, которые блистали новизной.

Лейблы виниловых выпусков альбома, слева направо - немецкий, английский, канадский, российский (1994 г.)
Лейблы виниловых выпусков альбома, слева направо - немецкий, английский, канадский, российский (1994 г.)

Итак, 1 декабря 1974 года альбом Scorpions «Fly To The Rainbow» увидел свет, и благодаря усилиям лейбла был распространен в виниле и кассетах по всему миру. В основных чартах он, однако, успеха не имел, кроме Японии, где добрался до 83-й позиции, зато хорошо раскупался в Латинской Америке, Италии, Греции и Португалии. Добрался альбом и до Северной Америки, но успеха ни в США, ни в Канаде не имел. Однако все же группа стала узнаваемой, и, невзирая на шквальную критику в англоязычных изданиях, начала получать определенную популярность, позволившую ей выступать на концертах с более именитыми группами.

Увеличенный фрагмент с информацией об альбоме с задней стороны конверта
Увеличенный фрагмент с информацией об альбоме с задней стороны конверта

Я услышал альбом «Fly to the Rainbow» уже после того, как хорошо ознакомился с основными достижениями группы до начала 80-х годов. Я тогда балдел с «In Trance» (1975 г.) и «Taken by Force» (1977 г.), и считал группу за напористую, чуть ли не металлическую, а вот на «Fly to the Rainbow» я не услышал никакого металла вообще. Я услышал несколько архаичный прог-рок, и даже баллады, которые на последующих альбомах были очень тонко отточены, на этом альбоме показались мне какими-то сыроватыми.

Мое первое впечатление было усилено еще и тем фактом, что «Fly to the Rainbow» в 80-х в СССР был не очень популярен. Да, он был редким, его трудно было достать, но приобретали его себе только коллекционеры, а среди основной меломанской публики альбом успеха не имел.

Российский выпуск альбома на лейбле Santa Records, 1974 г.
Российский выпуск альбома на лейбле Santa Records, 1974 г.

Однако чем больше я прослушивал этот альбом, тем интересней он мне казался. Это был очень необычный альбом Scorpions, и он не содержал и доли той коммерческой составляющей, которая появилась уже на «In Trance». Да, «In Trance» был очень убойный, но «Fly to the Rainbow» был очень красивый. Нельзя, конечно, сказать, что «In Trance» некрасивый, но красоты эти разные. Если альбом «В трансе» красивый, как лед, блестящий на солнце, то «Полет к радуге» красив как закатное солнце, отражающееся в воде. Оно может показаться невзрачным, но оно по-настоящему красиво, если в него вглядеться по-настоящему.

Вот и я со временем вгляделся по-настоящему в альбом Scorpions «Fly to the Rainbow» и для меня он давно уже стал культовым, причем это единственный культовый альбом «Скорпов», и второго такого у них нет. Если от всех остальных альбомов этой группы можно быстро устать, настолько они экспрессивны, то от этого не устать никогда. Были периоды, когда я слушал «Полет к радуге» каждый день, таким образом констатирую факт, что это самый слушаемый мной альбом Scorpions.

Да и скомпонована пластинка очень интересно, и на первый взгляд архаично. Первая песня - чистый поп-рок-боевик, это первый опыт «Скорпов» на ниве настоящего хард-рока, под который можно прекрасно танцевать, а не просто медитировать с бутылкой в руке.

Потом идут две чисто прогрессивные песни, место которых, на мой взгляд, на концовках обеих сторон альбома, а не в авангарде. Нет, композиции эти хорошие и даже прекрасные, но, озвученные двумя «безголосыми» музыкантами – Ротом и Шенкером, они идут в полный разрез со всеми номерами, которые напел Майне. Я когда услышал эти две песни одну за другой, подумал, что «Скорпы» тогда, наверное, еще не поняли, что они именно «Скорпы», а не Джимми Хендриксы или Артуры Брауны.

Но зато потом идет чистый «Скорпионс» - четыре прекрасные баллады, три из которых были сочинены покинувшим группу задолго до выхода альбома Михаэлем Шенкером.

Но не будем забегать вперед, а рассмотрим все семь композиций, представленных на альбоме, более детально.

Сторона 1:

1). Speedy's Coming (3:32) «Спиди идет». Как я писал выше – это типичная поп-роковая песня, но сделанная в типично «скорповском» стиле. Вернее, Руди Шенкер написал ее как ознаменование нового направления творчества группы, но именно такой хард-рок Scorpions потом стали культивировать на всех своих последующих дисках, правда, совершенствуя выбранный стиль, часто – кардинально. И эта песня до сих пор остается их любимым номером, играется почти на каждом концерте и входит почти во все сборники.

На видео: концертный вариант песни "Speedy's Coming", 1974 г.

2). They Need a Million (4:48) «Им нужен миллион». Первую, балладную часть этого номера, написал Майне, а вот то, что пошла дальше – это уже чистый скоростной прог-рок пера Рудольфа Шенкера, который тут и главный вокалист. Клавишник Ахим Киршинг зажигает тут на синтезаторе как восходящая звезда, хотя принимал участие в записи как приглашенный музыкант.

3). Drifting Sun (7:38) «Дрейфующее солнце». А этот мощный и размеренный прогрессив написал Ули Рот, он же и поет в первой его части, а во второй отжигает на вокале Шенкер. Неистовые соло Рота мне тут чем-то напоминают такие же отвязные соляки Мика Бокса в первый, самый прог-роковый период Uriah Heep. Барабанщик тут на высоте, вообще-то он хороший спец, жаль только, что после этого альбома он ушел в армию служить, зато потом его подобрал Борнеманн и пристроил к себе в Eloy.

4). Fly People Fly (5:00) «Летайте, люди, летайте». Песня Михаэля Шенкера, вполне себе культовая. Думаю, это самая культовая песня не только на этом альбоме, и хоть она на первый взгляд имеет примитивную конструкцию, но она очень искренняя. Мотив так и липнет к зубам, и хотя у «Скорпов» были баллады позаметней, но именно эта – самая шикарная из всего творчества группы. Если оценивать «Fly People Fly» по 10-балльной шкале, то я поставил бы ей 100 (сто) баллов.

Сторона 2:

5). This Is My Song (4:13) «Это моя песня». Где-то я прочитал о том, что эта песня (пера Руди Шенкера) – легкомысленная. Большего бреда я еще не слышал. Хоть эта баллада и не тянет на шедевр, но я думаю, очень многие именитые музыканты-композиторы сильно сожалели, что не они этот бриллиант сочинили. Единственное, что несколько смазывает впечатление от песни, это однообразные соляки между куплетами. Зато основное соло – просто шикарно. Что ни говори, а Ули Рот – соло-гитарист от Бога.

6). Far Away (5:38) «Где-то далеко». И снова сочинение Майкла, пардон – Михаэля Шенкера. Это самый настоящий шедевр. Мне не очень нравится вступление, где умирающий Майне пытается восстать из пепла, и несколько банальное соло перед основными куплетами, но всё, что дальше – это полный атас. Я, честно говоря, до сих пор не могу понять, что в этой песне такого атасного, но когда я эту балладу слушаю, у меня всегда появляется желание, чтобы песня никогда не заканчивалась.

7). Fly to the Rainbow (9:36) «Полет к радуге». Ну, а тут и спорить не о чем. Это главный бриллиант альбома. Это даже больше, чем бриллиант, это эпик, причем вечный и непоколебимый. Это самая настоящая классика, и не только рока, но и всей музыки вообще. Композиция состоит из трех частей, первую балладную и вторую, тоже балладную, написал Михаэль Шенкер, а последнюю, прог-роковую – Ули Рот, он же ее и озвучил на вокале, вернее, просто начитал текст. Правда, в концертном исполнении этот номер очень теряет свою волшебную силу. Я думаю, что музыканты этот шедевр должны играть под настроение, на бесплатных дружеских вечеринках, а не на платных концертах.

На видео: хит "Fly to the Rainbow" в исполнении "Скорпов" и Ули Рота в 2008 году

В заключение хочу еще сказать, что Михаэль Шенкер играл свои три рассмотренные выше песни в бытность еще музыкантом Scorpions, на концертах. И говорят, что где-то есть аудио-записи этих концертов, но я их в Интернете не нашел. Поэтому у меня просьба к моим читателям – если кто знает, где эти записи можно найти – скиньте, пожалуйста, ссылочку!

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О SCORPIONS НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Scorpions «In Trance», 1975 г. ~ самый настоящий дебют группы, мощный и прекрасный, но никем не замеченный

Альбом «Taken by Force» 1977 года ~ творческая вершина Scorpions, которую они так и не перепрыгнули

Дебютный альбом «Scorpions» издавался под 6 разными названиями и с 8 разными конвертами. Это рекорд!

Три альбома Scorpions 1975-77 гг., которые, по сути, и вывели эту немецкую рок-группу на звездную орбиту

Альбом Scorpions «Animal Magnetism», 1980 г. – вполне прекрасен, только продюсер сильно подкачал

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц