Новый Эрмитаж – первое здание в России, созданное специально для размещения художественных коллекций музея. Для строительства Императорского Эрмитажа Николай I пригласил немецкого зодчего Лео фон Кленце, который своими работами во многом сформировал облик музейной архитектуры.
В декабре 1852 года, вскоре после открытия нового музея, трём живописцам – Константину Ухтомскому, Эдуарду Гау и Луиджи Премацци – были заказаны "рисунки внутренностей зал Нового Эрмитажа". Они создали 55 акварельных видов залов Нового Эрмитажа.
Благодаря своей документальной точности "Виды Нового Эрмитажа" представляют не только эстетическую ценность, но являются важным материалом, к которому постоянно обращаются специалисты.
Благодаря своей документальной точности "Виды Нового Эрмитажа" представляют не только эстетическую ценность, но являются важным материалом, к которому постоянно обращаются специалисты.
Тяжело поверить, но знакомый всем с детства Рыцарский зал не всегда был таким. К июлю 1858 года в Новом Эрмитаже образовалась новая постоянная экспозиция Минцкабинета. В сорока четырех двухскатных витринах (в рост человека) расположили в хронологическом порядке два нумизматических собрания: прежнее эрмитажное (с белыми ярлыками под монетами) и рейхелевскую коллекцию. В 1851-1857 годах великолепная коллекция потомственного медальера Якова Рейхеля, насчитывающая около 50 000 монет и медалей и снабженная печатным каталогом, пополнила эрмитажное собрание западноевропейским материалом, комплектом русских монет первой половины XIX века и многими раритетами. В 1861 году в Берлине и Париже была куплена группа орденских знаков Западной Европы, заложившая основу фалеристического собрания Эрмитажа. В следующем году из Капитула российских орденов, ведавшего наградной системой, была передана коллекция действующих орденов всех степеней.