Сразу за селом Иня, если ехать в сторону слияния Чуи и Катуни, справа от дороги можно видеть ограду с тремя стелами — это древний культовый комплекс эпохи бронзы (III-II тысячелетии до н.э.). Высота самой крупной стелы — больше 4 метров (не врытой). Стелы были обнаружены новосибирским археологом В.Д. Кубаревым и представляли на момент находки ограждение древнетюркского поминального комплекса. Археологи подняли и установили стелы в предполагаемом изначальном месте комплекса. Справа от комплекса (если стоять спиной к трассе) и немного в отдалении находится большой каменный курган. С восточной стороны кургана когда-то стояла четвертая стела с зооморфным лицом. Кусок изображения личины отбили и он хранится сейчас в Горно-Алтайском музее им. Анохина.
Больше четырех тысячелетий назад, во времена постройки Египетских пирамид, древние народы, кочевавшие по просторам Алтая установили эти стелы, как ритуальный комплекс. Возможно стелы устанавливались в культовых местах или в родовых святилищах. Позже стелы были использованы другими народами для создания оленных камней. На двух больших стелах выдолбили горизонтальные линии, которые схематически разделяют камень на голову и пояс. На поясе самой большой стелы можно увидеть выдолбленное изображение кинжала.
"Обычай использования более древних памятников для своих ритуальных целей сохранялся в Центральной Азии тысячелетиями. Так, четыре массивные стелы были открыты нами на восточной окраине алтайского села Иня. Одна из них (с рельефной личиной в верхней части) была вторично установлена с восточной стороны большого каменного кургана, три других переиспользованы в качестве материала для строительства древнетюркской оградки." (Кубарев В.Д., 1979).
У алтайцев свое понимание, как эти огромные камни появились среди ровного поля. Вот рассказ одного из старых алтайцев, который записал Шишков Вячеслав Яковлевич, инженер-исследователь Чуйского тракта :
"В нетепершние времена, когда белой березы на свете не было, проезжал эти местом сильный богатырь. Ему нужно было на Чую попасть, а брода он не знал. Поехал без брода, а река глубокая да быстрая: конь чуть не захлебался. Однако выплыл, лишь потник, что у коня под седлом, подмочил. Надо потник высушить. Огляделся богатырь кругом - ни одного кустика: ровная степь среди гор, потник повесить для просушки не на что. Залез тогда богатырь на гору, выворотил каменище, да как хватит с горы! Как гвоздь камень вторгнулся, на сажень в землю ушел. Вот этот самый и есть. Так старики сказывают".
В рассказе говорится об одном камне, так как одна только стела с зооморфным лицом и стояла раньше, а три другие лежали.
информация с сайта: https://www.turistka.ru/altai/info.php?ob=1797
# село иня # иниские стеллы # достопримечательность # культовые места алтая # каменные скульптуры # сибирь # путешествия # древняя культура #
Автор фотографий: Евгений Мухортов. 13 июля 2019 год