«Цветы от Маяковского спасли ей жизнь. В голодные годы она продавала их на бульваре, и на эти деньги могла жить» - красивую историю, как Владимир Маяковский на много лет вперёд заказал цветы для Татьяны Яковлевой, часто повторяют и пересказывают. Но при детальном рассмотрении становится понятно – куда больше это похоже на литературную легенду. С огромным количеством нестыковок.
15 октября 1928 года Владимир Маяковский приехал в Париж, а десятью днями позже его познакомили с молодой красавицей Татьяной Яковлевой. Считается, что эту встречу подстроила сестра Лили Брик, постоянно жившая в столице Франции. Есть две версии, почему она это сделала: с одной стороны, хотела задержать Маяковского в Париже, поскольку пользовалась его деньгами. С другой – максимально отдалить поэта от другой дамы, Элли Джонс. Совсем недолго Элли была возлюбленной Маяковского, и даже родила от него дочь. Осенью 1928 года она находилась в Ницце, и были основания считать, что Джонс могла «переманить» поэта в Америку.
Итак, она звалась Татьяной. Ей было двадцать два года, она родилась в Петербурге, но эмигрировала в Париж. «Молодая удаль» - назвала ее сестра Лили Брик, отмечая особенную жизнерадостность девушки и ее успех у поклонников. Знакомство потрясло Маяковского – он моментально влюбился! Татьяна была не только хороша собой, но прекрасно образована и сама писала стихи. Вскоре от Маяковского ей поступило предложение о замужестве. Выйти и уехать с ним в Россию! Татьяна отказалась.
А дальше… сентиментальная легенда гласит, что все свои гонорары Маяковский положил в банк на имя одной известной цветочной фирмы. Которая должна была регулярно присылать цветы Татьяне Яковлевой, пока не закончатся деньги. И это распоряжение неукоснительно выполнялось десятки лет!
«В годы Второй мировой… она выжила только потому, что продавала… эти роскошные букеты… Если каждый цветок был словом «люблю», то в течение нескольких лет слова его любви спасали ее от голодной смерти».
Красиво? Очень! Но только – неправда!
Влюбленность Маяковского в красавицу-эмигрантку – вполне реальный факт. Но ничего исключительного, невероятного в этом чувстве не было. Владимир всегда увлекался «с размахом».
«Он всегда ставил на карту всё, вплоть до жизни. – Говорила Эльза Триоле, сестра Лили. – Она в жизни Маяковского только эпизодическое лицо».
Эльза знала, о чем говорила: долгие годы главной женщиной для поэта оставалась Лиля. О ней же он думал, находясь в Париже. По заказу Лили приобретал чемоданы дорогостоящих подарков (о списке позаботилась Брик, включив туда даже такие мелочи как зелёные бусы и пудру) и готовился к покупке… автомобиля. Это был главный «заграничный приз», которого Лиля ждала и почти требовала. В своих письмах она не раз напоминала: не забудь про «автомобильчик». Сначала ей грезился «фордик», но после она решила остановить свой выбор на Рено.
Денег на эту игрушку не хватало. Маяковский работал, вёл переговоры с французскими издателями и сценаристами, и 11 ноября гордо сообщил Лиле: покупаю красавца серой масти!
А в великолепной легенде о цветах ясно говорится – поэт потратил все свои гонорары ради Татьяны Яковлевой. Как же так? А машина Лиле? И это первая и самая большая нестыковка.
2-го декабря Маяковский уехал из Парижа, но продолжал писать «Танику» (так он называл Яковлеву) страстные письма. А она, находясь в столице Франции, признавалась в письме своей матери: кроме Маяковского её благосклонности добиваются ещё трое, и она себя чувствует в заколдованном круге. И ни слова про цветы. Ведь их уже должны были приносить? Нестыковка.
В феврале 1929 поэт снова съездил в Париж, и это была его последняя встреча с Татьяной. Совсем скоро после возвращения в Россию у него закрутился роман с Вероникой Полонской. То есть, Эльза Триоле была совершенно права – мимолетное увлечение Татьяной вовсе не было тем самым «огромным чувством», каким пытаются представить их отношения в легенде. Полонская занимала поэта куда больше. Её же он вспоминал в своей финальной записке. О Татьяне Яковлевой, кстати, там нет ни единого слова.
Татьяна вышла замуж за виконта Бертрана дю Плесси, и этот факт снова противоречит легенде о цветах – жена французского аристократа продавала букеты на бульваре? Известно, что дю Плесси погиб в начале 1940-го, но маловероятным кажется, чтобы его жена голодала. И, кроме того, «известная цветочная фирма» так нигде и не раскрыта. Вряд ли бы она упустила шанс использовать такую прекрасную историю в рекламных целях!
В 1942 году Татьяна Яковлева дю Плесси вышла замуж еще один раз – за художника Александра Либермана, с которым уехала в Соединенные штаты, где ее супруг был очень успешен. Куда же французская фирма доставляла букеты? Неужели в Нью-Йорк? И там Татьяна их тоже продавала на бульваре?
А цветы были. Но всего лишь осенью 1928 года. Об этом указывает дневниковая запись Яковлевой: получает по воскресеньям розы и телеграммы. Но этот небольшой штрих к ухаживаниям поэта литературно (и вполне талантливо) превратили в настоящую оду любви. В литературную легенду.
#наука #история россии #история #литература #женщины #знаменитости
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!