Найти тему

Нравственная проблематика в повести А. С. Пушкина "Станционный смотритель".

В повести "Станционный смотритель" А.С. Пушкин открывает новую страницу в русской литературе, одним из первых обращаясь к теме "маленького человека", которая впоследствии будет раскрыта в произведениях великих русских писателей таких как Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и многих других. Но в тоже время повесть многогранна, так как с помощью темы "маленького человека" автор затрагивает множество нравственных проблем: проблема отцов и детей, предательства, одиночества, позднего раскаяния. Также сквозь эти проблемы проходит тема любви, несмотря ни на какие внешние обстоятельства.

Повествование ведется от лица стороннего наблюдателя - рассказчика, который был знаком с главными героями.

Тема "маленького человека" раскрывается в повести через образ главного героя - станционного смотрителя Самсона Вырина, человека не высогого происхождения, с одной стороны нужного - так как с помощью него осуществляется работа станции, а с другой воспринимаемого людьми высоких чинов как пустое место, как человек, которого можно оскорблять и унижать, не испытывая при этом никакого сожаления. Единственным "светом" в этом "темном царстве" для смотрителя была его дочь Дуня, которой он отдал всю свою любовь, так как рано овдовел и хотел укрыть ее от всех невзгод этого жестокого мира.

Фото из интернета
Фото из интернета

Дуня - молодая красивая девушка с большими голубыми глазами и длинной косой, которой на тот момент было не более 14 лет. Но она обладала не только привлекательной внешностью, но и была умная, что позволило ей использовать для своего развития общение с образованными людьми, которые останавливались у них на станции. Как и многие девушки в ее годы, она была наивна и открыта окружающему миру и мечтала о красивой и светлой любви и поэтому легко смогла довериться молодому гусарскому офицеру Минскому и покинуть отца, уехав с ним в город.

Гусарский офицер Минский предстает перед читателем в самом начале повести человеком грубым, ведущим себя вызывающе: когда он приехав на станцию и узнал, что лошадей нет, то стал кричать и хвататься за нагайку и хотел побить станционного смотрителя, но увидев Дуню, влюбился в нее с первого взгляда. Не смотря на его грубое поведение, Самсон Вырин предложил Минскому ночлег.

Пораженный красотой Дуни и ее природным умом, гусар прикидывается больным, чтобы остаться и уговорить ее бежать с ним. Вырин вызвал ему доктора, который заверил, что гусар поправится через пару дней. За несколько дней прибывания Минского смотритель успел привыкнуть к его прибыванию и в последствии ему было жаль расставаться с этим прекрасным молодым человеком: "Прошел еще день, и гусар совсем оправился. Он был чрезвычайно весел, без умолку шутил то с Дунею, то с смотрителем; насвистывал песни, разговаривал с проезжими, вписывал их подорожные в почтовую книгу, и так полюбился доброму смотрителю, что на третье утро жаль было ему расстаться с любезным своим постояльцем". Это доказывает, что у Вырина было доброе сердце и он был готов помочь гусару в трудную минуту, не смотря на грубое обращение с его стороны в самом начале и совершенно не чувствуя надвигающейся беды. К сожалению, Минский не оценил благородного поступка, не придал этому значения, что потом привело к трагедии.

Никита Михалков в роли Минского. Кадр из кинофильма "Станционный смотритель". Фото из интернета
Никита Михалков в роли Минского. Кадр из кинофильма "Станционный смотритель". Фото из интернета

Когда Минский вызвался довезти Дуню до церкви, она стояла перед кибиткой в недоумении. Читатель только потом узнает, чем было вызвано такое состояние: Минский уговорил ее бежать с ним в город, и она возможно в тот момент сомневалась в правильности такого поступка, а ее ни о чем не подозревающий отец, своей репликой как будто подтолкнул ее к окончательному решению: "Чего же ты боишься? — сказал ей отец, — ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви".

Буквально через полчаса смотритель почувствовал странное беспокойство и пошел пешком до церкви, но Дуни там не нашел. Тогда он еще надеялся, что его дочь просто поехала до следующей станции, где живет ее крестная мать. Но Дуня так и не вернулась домой. Позже Вырин узнал, что она поехала дальше с гусаром. И тут смотритель, осмысливая случившееся с ним несчастье понял, что его обманули: Минский прикидывался больным. Его догадку подтвердил лекарь, который пришел к Вырину когда тот сам заболел от горя: доктор сказал, что тогда сразу понял, что тот гусар был здоров, но боялся сказать об этом.

Но от этого смотрителю легче не стало: назад ничего не вернуть. Он испытывал чувство вины из-за того, что не смог предотвратить эту ситуацию: "Бедный смотритель не понимал, каким образом мог он сам позволить своей Дуне ехать вместе с гусаром, как нашло на него ослепление, и что тогда было с его разумом". 

Дуня для него была единственным "светом" в окошке и, не смотря на ее поступок, он решил найти ее и спасти, так как думал, что гусар натешится с ней и бросит на произвол судьбы, что нередко случалось с такими молоденькими девушками в то время. «Авось, — думал смотритель, — приведу я домой заблудшую овечку мою"  и с этой мыслью пошел пешком в Петербург.

Здесь мы видим как раскрывается тема безусловной любви отца к дочери: он ради нее готов на все, несмотря ни на обман и предательство с ее стороны. Разве "маленький" человек способен на такое? На искреннюю любовь, не смотря ни на какие внешние обстоятельства, способен только человек сильный духом и с добрым сердцем. Даже разыскав Дуню и прося Минского ее вернуть, он начал не с обвинений, а с просьбы: "Ваше высокоблагородие!.. сделайте такую Божескую милость!"

Гусар, увидев его, почувствовал, что виноват перед этим человеком:"Что сделано, того не воротишь, — сказал молодой человек в крайнем замешательстве, — виноват перед тобою и рад просить у тебя прощения; но не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово". И то, что он дал Вырину денег выглядело в глазах самого Минского как благородный поступок. Но он не дооценил смотрителя, думая, что ему нужны только деньги и выгнав его, когда тот пришел во второй раз, чтобы увидеть Дуню и поговорить с ней. Такое поведение с людьми низкого чина для Минского было в порядке вещей как и для многих людей в то время. Не случайно Пушкин еще в самом начале повести наделил слова рассказчика - человека не богатого, от чьего имени ведется рассказ, скрытой иронией: "Будучи молод и вспыльчив, я негодовал на низость и малодушие смотрителя, когда сей последний отдавал приготовленную мне тройку под коляску чиновного барина. Столь же долго не мог я привыкнуть и к тому, чтоб разборчивый холоп обносил меня блюдом на губернаторском обеде. Ныне то и другое кажется мне в порядке вещей. В самом деле, что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин чина почитай, ввелось в употребление другое, например, ум ума почитай? Какие возникли бы споры! И слуги с кого бы начинали кушанье подавать?..."

Я считаю что причина такого поступка Минского по отношению к смотрителю и такая печальная судьба самого Самсона Вырина, который спивается с горя - стериотипное мышление и с той и с другой стороны. Гусар, думая, что смотрителю нужны только деньги, не сумел разглядеть в нем человека, который как любящий отец, искренне переживает за судьбу своей дочери. Дуня упала без чувств, когда увидела отца, вероятнее всего из-за того, что боялась, что он ее никогда не простит. Возможно, если бы тогда Минский проводил Вырина к Дуне и они бы поговорили, произошедшей через несколько лет после этих событий трагедии, удалось бы избежать. Ведь смотритель не знал, что гусар оказался честным человеком, он женился на Дуне, не боросил ее на произвол судьбы, несмотря на ее низкое происхождение и зависимое пооожение, обеспечил ей прекрасную жизнь, и она родила ему троих прекрасных детей.

Так же в конце повести А.С. Пушкин затрагивает тему позднего расскаяния. Дуня смогла понять своего отца, когда сама уже стала матерью.

Когда она приехала к нему вместе с детьми, то смогла сходить только на его могилу: исправить ничего уже было нельзя. Тогда, еще в Петербурге, смотритель решил, что больше не нужен собственной дочери, и что возможно она погибла в разврате. Плача на могиле отца, Дуня испытывала чувство вины и сожаление о том, что ничего уже не исправить, что она упустила самое главное - возможность общаться, быть рядом с самым родным человеком, который ее любил, несмотря ни на что.

Таким образом, затрагивая в своем произведении такие темы как отношения отца и дочери, его любовь к ней, несмотря ни на какие внешние обстоятельства, внезапно возникшая страсть у Дуни с гусаром, которая переросла в счастливый брак, позднее раскаяние Дуни, Пушкин хотел донести до читателя, что к любому даже "маленькому" человеку необходимо относиться с уважением. Иногда простые люди по своим нравственным качествам оказываются лучше людей, считающих себя таковыми только благодаря своему высокому происхождению.