Бытуют диаметрально противоположные мнения по поводу запретов детям. Одни #родители считают, что до 5-10 лет #запреты противопоказаны чаду. Якобы они убивают внутреннюю свободу. Особенно популярна такая точка зрения была на закате СССР. Её приверженцы ссылались на японское воспитание. Но ведь там совсем другой менталитет, #дети растут в другом социуме.
Другая крайность: дитё не понимает ничего, за ним нужно неусыпно следить, ограничивать, иначе покалечится или станет наркоманом, преступником. Где же золотая середина, которая не исковеркает душу отпрыску, поможет ему вырасти счастливым, достойным человеком?
Подписывайтесь на канал и напишите в комментариях ваше мнение.
Свобода, воля и детское сознание
Ссылка на свободу не выдерживает критики. Здесь надо разделять понятия.
Н.М. Петровых определяет волю так:
…душевное состояние, завладевающее человеком как колоссальный по силе порыв, ведущий к стихийно-бессознательным поступкам и отрицанию всяких пределов и границ.
Свобода же подразумевает возможность поступать, так как хочется. Но она ограничивается законами. Моя мама говорила мне:
– Свобода твоего кулака заканчивается перед носом другого человека.
Однако если нет запретов, нет законов, то свобода кулака теряет ограничения. Наступает вседозволенность. За ней следуют и прочие проблемы пребывания детей в социуме. Задумайтесь, будет ли ребёнок защищён и счастлив, в условиях, когда
- не способен определить последствия своих действий;
- уверен, что все должны исполнять его прихоти;
- не чувствует границ дозволенного;
- получая без труда всё желаемое, ни к чему не стремится;
- не умеет расставлять приоритеты, отказываться от неважных мелочей, даже от тех, которые ему просто не могут дать.
«Низзя»!
Знакома ли вам ситуация:
– Убирать за собой нельзя – плохо уберёт.
– Самому кушать нельзя – испачкается.
– Рисовать красками нельзя – испортит мебель.
– Шуметь, бегать, громко смеяться в доме, в школе нельзя – мешает.
– Играть с водой нельзя – наплюхает.
– Самой выбирать одежду, профессию, любовь нельзя – не так выберет.
Несчастный ребёнок! А ведь такие случаи нередкие. Вспомните пантомиму «Лицедеев». Персонаж В. Полунина, измученный постоянным «низзя» вдруг взрывается:
– Зя!!!
«Зя» становится абсолютно всё. Хочу сказать, что чрезмерные запреты не только порождают безынициативную, ведомую личность, но опять-таки полное отрицание ограничений. За что боролись?
Искусство запретов
Всё хорошо в меру. 7 раз отмерьте, прежде чем отрезать: «Низзя».
1. Никогда не запрещайте того, что влияет на развитие ребёнка. Потерпите некоторые неудобства. Это же ваш ребёнок или ваш ученик! Терпение воздастся сторицей.
2. Прежде чем запрещать, озвучьте правила. Человечек должен понимать причины ограничений. Семья, школа – не армия, здесь приказы должны обсуждаться.
3. По мере взросления чада расширяйте рамки дозволенного.
4. Помните, что «если нельзя, но очень хочется, то можно». Взрослому бывает сложно перешагнуть через это. А уж ребёнку… Помните об этом, когда будете журить за нарушения.
5. Предлагайте адекватный обмен запретного на доступное.
6. Запрещайте без давления, прибегайте к просьбам.
7. Помните силу юмора. Рассказывают, в Одессе у затоптанных газонов стояли таблички: «Тропинка для ослов».
#родители и дети #семья и дети #воспитание ребенка #развитие ребенка