Для многих бёртоновская экранизация, безусловно, служила точкой входа в мир экранной супергероики: задумчивый Майкл Китон в рыцарских доспехах, густая атмосфера ночи – естественная среда обитания для мстителя в маске, а также Джокер в изумительном исполнении Джека Николсона – предельный концентрат безумия, вдохновлённый то эстетикой «Убийственной шутки», то сумасшедшими гениями из хорроров немецкого экспрессионизма, то самим собой.
Этот «Бэтмен» достаточно важен в историческом разрезе: тогда у Голливуда были весьма напряжённые отношения с фильмами о супергероях – кроме доннеровского «Супермена» вы и не вспомните больших картин-кинокомиксов. Смелый шаг Бёртона не только в том, что именно ему довелось запустить рельсы экранной бэтменианы – он открыл её, активно задействовав эстетику нуара и погрузив своего Брюса Уэйна в стальной мрак ар-деко. Стильный, экспрессивный подход Бёртона выдержал историю в координатах классической бэтменианы, в которой гангстерская мрачность без стеснений мешалась с кэмпом. К счастью, не таким жирным, какой нам предложат последующие шумахеровские осмысления – версия Бёртона знала и уверенно держала баланс, играя на чувствах как гиков, так и простых детей. Ни о каком реализме не могло идти и речи – новый Бэтмен, запущённый Ноланом, станет неизбежным продуктом времени, посттравматическим эффектом 11 сентября.
Но есть в фильме Бёртона и заметные промахи. Харизматик Николсон ожидаемо кладет на лопатки все актёрские потуги Китона – его рыцарь в маске и вправду получился серой мышью. Да и не отделаться от чувства, что к середине драматургия начинает заметно пробуксовывать: настолько, что сценаристам приходится совершать шоковые, но на деле совершенно нелепые кульбиты, завязывая историю Джокера с детским прошлым Брюса Уэйна. Бэтмен герой, но зачем же стулья ломать? Но в целом, закрывая глаза, можно сказать, что это довольно убедительный и поэтичный взгляд на историю Бэтмена, чьи пластиковые декорации и плотная стилизация идут лишь на пользу общей визуальной эстетике.
Больше о кино - в Телеграм- канале t.me/cinemacritique