Найти тему
Моя мудрая мама

Значение пестования младенцев трудно переоценить

Оглавление

Когда-то основы традиционной русской культуры каждый человек получал в семье "из уст в уста", от "сердца к сердцу". В силу ряда исторических событий преемственность традиционного уклада жизни была прервана. Однако это именно то "багаж", который необходим человеку на его жизненном пути. Становление личности, духовных основ происходит в самом раннем возрасте. Поэтому огромную помощь в воспитании, раннем развитии и социализации ребенка может оказать аутентичный фольклор, значение которого постоянно подчеркивают и педагоги, и нейропсихологи.

Для русской народной культуры было характерно стремление дать основные ориентиры как можно раньше, задолго до того, как он начнет этот мир практически осваивать сам. Тексты потешек и колыбельных рисуют в сознании и подсознании малыша полную картину мира- исчерпывающую, образную, адекватную, которую ребенок в состоянии понимать и проецировать на свою жизнь. Традиционная культура дает нам пример первой в жизни младенца образовательной методики.

С момента рождения и примерно до года основным поставщиком информации об окружающем мире для ребенка являются его кинестетические чувства-осязание, ощущение тела в пространстве, обоняние, вкусовые ощущения. Именно в этот период так важен контакт ребенка с матерью, которая через прикосновения, запах, другие чувства вводит ребенка в земную жизнь, вернее вносит его на своих руках, то есть пестует.

Примитивность, "устарелость" текстов потешек и колыбельных-кажущаяся. Даже не вполне понятные многим современным мамам "страшные" колыбельные песни , например: "...не ложися на краю, прийдет серенький волчок и ухватит за бочок", - имеют глубокий изначальный смысл. Пока ребенок маленький-колыбель, комната, родной дом - это место, где он находится в безопасности под опекой любящих его взрослых. Однако внешний мир таит не только множество удивительных открытий, но и неведомые опасности, и отправляться туда малышу до поры до времени одному нельзя. Со временем границы мира раздвигаются, но в любом возрасте чувство края, заложенное еще во младенчестве, хранит человека, помогает ему здраво оценивать свои возможности в любых жизненных ситуациях.

Многие современные мамочки, к весьма огромному сожалению, совсем не пестуют, то есть не нянчат своих младенцев, а зря. Потеря культуры пестования малыша привела к ОГРОМНОМУ росту количества детей с проблемами в развитии. Реалии нашего времени таковы, что детей с речевыми нарушениями становится всё больше и больше.

ЧТО ЗНАЧИТ НОРМА (от рождения до 3 лет)?

Малыши начинают овладевать языком с самого рождения.

На протяжении первого года жизни (доречевой период) происходит подготовка речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно идёт активный процесс развития понимания речи.

Слушая ласковый мамин голос, они уже в 2-3 месяца пытаются подражать ему: распевают гласные, «гулят». Поэтому, ведя в пестушках диалог с малышом с первых дней его жизни, мама закладывает предпосылки для полноценного развития речи и речевого общения. Ведь когда во время массажа малыш видит ее губы, он запоминает, как она произносит звуки. Мама при этом должна широко открывать рот, для того чтобы ребёнок мог видеть ее артикуляцию.Младенец отвечает маме-гулит, подражает ее мимике и пытается подпевать:

Гуси, гуси, га-га-га!
Есть хотите? Да-да-да.
Так летите же домой!
Серый волк под горой. Не пускает нас домой!
Ну, летите, как хотите, только лапки берегите!

К 5-6 мес. гуление переходит в ясные и чёткие речевые звуки – лепет. Первый лепет состоит из коротких цепочек слогов: ма-ма-ма, ба-ба-ба. Такие лепетные цепочки родители принимают за осмысленную речь, но это, конечно, ещё не слова.

Кроме того, пестованием мама налаживает эмоциональный контакт с ребенком, от которого будет зависеть,насколько быстро и успешно будет развиваться малыш. Ребенок и мама общаются глаза в глаза, так зарождается самое главное - взаимопонимание матери и ребенка.

Отличие потешки от пестушки

Тексты всех этих эжанров — короткие стишки. Пестушки (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) сопровождают действия младенца: физические упражнения, гигиенические процедуры, поглаживания.

-2

Например:

Потягушки-потягунюшки,
Поперек толстунюшки.
Ноженьки - ходунюшки,
Рученьки - хватунюшки.
В роток - говорок,
А в головку - разумок…

Проговаривая эти слова, взрослые многократно повторяют названия различных частей тела малыша, ласково прикасаясь к ним, проводя первые "уроки анатомии". Само тело при этом становится исходной точкой отчета для ориентации в мире, инструментом для освоения физического пространств

Потешки — это игровые песенки для детей постарше, от 6 месяцев до 3 лет. Их главная особенность в том, что они сопровождаются игровыми действиями, движениями пальчиков, рук и ног, массажем. Потешки могут учить ребенка счету, поведению, соотношению размеров. Самые известные образцы жанра: «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая», «Ладушки», «По кочкам, по кочкам». Произношение ритмичное, с четким проговариванием звуков и слогов и с утрированным протягиванием гласных звуков речь мамы или бабушки.

Логопеды и неврологи утверждают, что мозговая деятельность и речь связаны с мелкой моторикой. И, если ладошка научится раскрываться, то и головка активнее начинает работать. Для этого, наверное, сочинили , например, "сороку-белобоку":

Сорока-белобока
Кашу варила
Деток кормила (загибаем пальчики)
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
...а этому не дала
Ты дров не рубил
Воды не носил..

-3

Вот еще один момент о значении потешек отмечает нейропсихолог, доктор психологических наук Елена Порошина:

"Потешки, а также фольклорные сказки, такие как "Заюшкина избушка", "Лисичка со скалочкой", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" имеют многократную повторяющуюся структуру. Развитие мозга и психики в онтогенезе так же имеет повторяющуюся структуру. Помня о закономерностях развития: снизу - вверх, справа-налево, сзади - на перёд и только потом сверху-вниз, предлагая ребёнку потешки и сказки, мы формируем ритм, а ритм - это мощный аспект работы стволовых и подкорковых структур мозга, те, что обеспечивают усидчивость, тонус и концентрацию. Как это работает: напевая ребёнку потешку или читая сказку,а если при этом еще и в такт слегка покачиваться, но даже вербально, мы придерживаемся устойчивого темпо-ритмического рисунка, ухо ребёнка воспринимает это и перерабатывает как через звук, так и задействуя вестибулярную систему тем самым стабилизируется тонус и ритм организма. Кроме этого, включается лимбическая система, отвечающая за эмоциональную регуляцию, а поскольку сказка имеет мощный эмоциональный подтекст, то функции лимбической системы обеспечивают включение таких эмоций, как сопереживание, проработку страхов, радости и др. Кора мозга -самое новое, но самое "умное" мозговое образование, обеспечивает интеллектуальную переработку сказочных сюжетов, слушая сказку, у ребёнка работают сразу все отделы мозговой коры: височные отделы -обрабатывают речевую сторону сказки, затылочные -позволяют представить образы героев и предметов, теменные -перерабатывают ощущения от движений и образов в пространственные системы, лобные контролируют и обеспечивают интерес. А для того, чтобы все эти процессы закреплялись, в раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо сначала читать простые сказки и потешки, так как они способствуют формированию устойчивых нейронных связей между отделами мозга , чем младше ребёнок, тем чаще и устойчивей должны быть повторения".

Следует помнить, что на развитие каждой новой функции мозга ребенка отводится строго определенный отрезок жизни ребенка. Если его родители не предоставили ему возможность освоения этого навыка, то связи нервных клеток, отвечающих за этот навык, не образуются; нейроны меняют свою форму, обедняется число межклеточных синаптических контактов. Например, первые семь месяцев жизни ребенка являются определяющими для развития артикуляции , грамотности, знания русского языка. Именно в этот период пестование прямо необходимо для младенца.