В августе 2021 года я написал пост о том, на каком топливе работают современные морские суда - На чём работают пароходы.
В планах было написание постов о том, какие перспективы у судового топлива вообще, что именно будут использовать на морском флоте. Но о всех видах топлива будущего в одном посте написать невозможно, получится слишком длинно. Поэтому про каждое топливо - отдельный пост.
Курс, взятый на декарбонизацию, да и вообще на вредные выбросы в атмосферу взят жёсткий, и никаких виляний по курсу не предусматривается. Можно по разному зубоскалить на эту тему, но никуда от этого не деться. Цель одна - к 2050 году мировое судоходство должно быть полностью декарбонизированно. Никаких научных дискуссий не предполагается, всё строго на эмоциях. К примеру - Международный совет по чистому судоходству предупреждает, что если всё оставить как есть, то на морской транспорт к 2050 году будет приходиться аж 17% мировых выбросов СО2. Сейчас, по примерным оценкам - 2-3%.
Так, что, морской транспорт назначен врагом человечества №6, после авиации, всяких ТЭЦ, авто и прочего. Вот поэтому во всяких исследовательских центрах, проектных конторах идут судорожные изыскания топлива, которое устроит всех. Это кажется, что 2050 год ещё далеко. А некоторые, особо ретивые, вообще предлагают перейти на нулевой выброс к 2030 году.
Впрочем, ладно. Это у меня тоже эмоции. Что там делается-то, в этом направлении по нулевому выбросу?
А есть вот одно топливо, на котором ходят морские суда, и никакого выброса. Вот совсем никакого. Полный ноль. Zero emission.
Это электричество.
Давайте договоримся сразу о терминах, чтобы не было никаких запуток и непоняток. В данном посте под судами-электроходами, подразумеваются чистые электроходы, которые для движения используют электричество из аккумуляторов, а не дизель-электрическую схему. Есть гибриды, они тоже будут рассмотрены здесь. Эти суда используют и аккумуляторы, и дизели.
Вообще для тех, кто хоть немного интересуется техникой, новость о том, что электричество используется для движения авто, морских судов, совсем не удивит. Электричество используют для этого давно. Главная загвоздка в более масштабном применении, это отсутствие аккумуляторов большой ёмкости. Какое то шевеление в этом направлении есть, но батарейка для смартфона и батарейка для морского судна, хоть и имеют одинаковое назначение, результаты имеют разные.
Поэтому основное применение чистых электроходов в прибрежном плавании. Чаще всего паромы и прогулочные суда. Работы по созданию электроходов ведутся по всему миру, но тон задаёт Европа. Особо в этом преуспевает Норвегия.
Первенец-электроход MF Ampere начал свою работу в 2015 году. Этот паром вмещает до 350 человек и 120 автомобилей. Рейсы у него короткие, всего 20 минут. Но после каждой переправы он заряжает свои аккумуляторы в течении 10 минут.
Да, совершенно верно, этот паром не первый электроход в мире. Он считается первенцем потому, что он стал первым электроходом в коммерческом судоходстве.
Также в Норвегии эксплуатируют и суда с гибридной силовой установкой. В море это судно идёт на дизеле, а вот при заходах/выходах в порты и фиорды переходит на аккумуляторы. Нет выброса, нет шума. Всё тихо и экологично.
Color Hybrid был передан заказчику в 2019 году, и в этом же году был признан судном года. Так же паром считается самым крупным гибридом в мире.
Также есть успехи в строительстве электричек у Франции, Нидерландов, Германии... в общем, Европа уверенно едет вперёд на электричестве. Ну, и упорно продвигает идею автономных судов, на электричестве и без экипажей.
В Азии не отстают.
Япония.
У японцев какая-то одержимость водородом, как топливом для морских судов. Они уже построили и первый в мире танкер для перевозки сжиженного водорода из Австралии в Японию. Но кроме водорода, японцы ещё и с большим интересом смотрят на электрические суда.
В 2019 году, судостроительная компания Oshima Shipbuilding из Нагасаки, наиболее известная своей линейкой сухогрузов, поставила первое японское судно, работающее исключительно от аккумуляторов.
На этом пароме всё, абсолютно всё питается от аккумуляторных батарей. Длина парома - 35 м, ширина - 10 м. Паром вмещает 50 человек, один крупногабаритный автобус и четыре легковых автомобилей одновременно. Скорость зарядки аккумулятора - 2, 5 часа. Батарея литий-ионная.
Но не только паромами живут японские инженеры и заказчики судов. В том же, 2019 году, четыре японские компании создали совместное предприятие e5 Lab, которое занялось проектированием судов на электрической тяге. Первой целью лаборатории - спроектировать и выдать расчёты для строительства танкера-электрички. Танкер был спроектирован и запущен в строительство. В декабре 2021 года танкер был спущен на воду для достроечных работ. Полностью он будет готов и передан заказчику в конце апреля 2022 года. Танкер будет использоваться как танкер-бункеровщик в Токийском заливе. На нём установлены точно такие же батареи как на пароме e-Oshima.
В Таиланде принята программа о строительстве паромов и прогулочных судов на электроходу на правительственном уровне. И под это дело щедро раздали и продолжают раздавать субсидии для строителей и эксплуатантов таких судов. Бангкок поставил себе цель стать мировой столицей судов-электроходов.
Ну, и куда же без Китая? Здесь тоже строят и пользуют электрички.
Индия. Было бы странно, если бы тут не было Индии.
Новая Зеландия и Австралия, США и Канада...
В 2018 году мировые заказы на электроходы распределились так:
Но это всё пока малое плавание. А как быть с океанскими переходами? Есть такая идея, запустить контейнеровоз вместимостью 5-8 тысяч TEU на электроходу. Аккумуляторы изготовить в форме контейнеров. И на борту их должно быть 100-150 штук. В порту прибытия эти аккумуляторы сдаются на берег, на зарядку, а на борт принимаются уже заряженные, и судно уходит в свой рейс. Пока это всё на стадии проекта и расчёта, поэтому говорить пока рано об успешности или неудачи проекта.
Есть и совсем экзотика. Хорваты вознамерились построить гибрид необычного плана, парусный корабль с электроприводом.
Ссылку на хорватский сайт с новостью об электропаруснике я приведу в комментарии.
Вот такое топливо будущего есть в нашем резерве.
Я не стал рассматривать спорные вопросы о выбросах при выработке энергии для зарядки аккумуляторов. Вопросы о предстоящей утилизации аккумуляторов. Сколько всего надо будет для того, чтобы изготовить всё это.
Я просто рассказал о топливе будущего.