Никто не застрахован от хамства незнакомцев в толпе или очередях. Многим людям неведома даже элементарная вежливость. Их ещё называют модным словом «токсики». Я и сам много раз сталкивался с грубиянами в общественных местах.
Настоящая «мекка» хамства — поликлиники и почты, обители разъяренных сотрудников и посетителей. Как-то на почте произошел казус. Встаю себе спокойно в очередь, спрашиваю у впереди стоящей бабуля, продают ли здесь большие конверты. В ответ получаю ушат помоев: «А ты куда пришел? Глаз нету что ли? Чем еще на почтах торгуют!» и т.д. Мне помог метод дезориентации противника — о нём я расскажу чуть позже.
Грубость вредит нашему здоровью и благополучию. Разорвать порочный круг хамства и невежества грубости можно и нужно с помощью слов-«противоядий».
Психологи рекомендуют взять на вооружение действенные 3 стоп-фразы.
«Нужно закончить этот разговор»
Иногда грубость продолжается, потому что мы чувствуем, что должны быть вежливыми. Но когда грубость заходит слишком далеко, можно сделать только одно: сказать об этом и положить этому конец. Вот несколько способов сделать именно это:
«Это очень грубо, и в этом нет необходимости».
«Я не потерплю грубости, я прекращаю этот разговор».
«Я не потерплю, чтобы со мной так разговаривали».
«Я не собираюсь участвовать в подобном неуважительном общении».
Этот совет особенно действенный с незнакомцами или людьми, с которыми вы общаетесь в общественных местах.
«Благодарю за беседу»
Эта очень простая фраза способна нейтрализовать пыл грубияна. Вы не опускаетесь до уровня хама, и в то же время не ставите его выше себя. Собеседник «поймает» сигнал, что никто не собирается обострять ситуацию и раздувать из мухи слона.
«Вы совершенно правы»
Самый действенный метод усмирить смутьяна. Я просто делаю вид, что солидарен с оппонентом, не давлю на него и не встаю в позу. Какова цель хама? Получить эмоцию от собеседника в виде злости, обиды, смущения. Это его «вампирская пища». Поэтому уместно надеть «халат» психиатра. Очень полезный навык — включать такого внутреннего психиатра в напряженных ситуациях.
Однажды мне дали совет: «Смотри на весь мир как на большой сумасшедший мир и будь снисходителен к его «пациентам». Немного циничный, но рабочий подход. «Психиатр» хладнокровен, соглашается, улыбается и мысленно убаюкивает разбушевавшегося пациента. Это и есть метод дезориентации противника — я просто подтверждаю его «правоту».
Что я тогда ответил скандальной бабуле на почте? «Да, зато вы очень внимательны и всё сразу заметили». Она что-то пробурчала себе под нос, но инцидент был исчерпан. Собеседник не получил желаемую реакцию и удалился восвояси.
Немного науки
Когда мне хамят, то очень сложно мыслить рационально. Что я хочу сделать? Ответить что-то резкое в ответ или молча развернуться и уйти в бешеной ярости. И нужно понимать, что испытывать негативные эмоции в такой ситуации — абсолютно нормально! В этой научной статье подробно рассказывается, почему гнев и печаль — доминирующие чувства в ответ на грубость.
Но откуда вообще берется хамское отношение к окружающим? Вот что об этом пишут люди науки: «Это происходит от невежества, невнимательности, непродуманности или просто от нежелания представить, что кто-то может на что-то обидеться», — говорит Майкл П. Лейтер, доктор философии, профессор организационной психологии в Университете Дикина в Джилонге, Австралия.
Грубые действия обычно вызывают грубые ответы, создавая большую негативную спираль и негативную культуру, так это объясняет Кристин Порат, доктора философии, доцента Школы бизнеса Макдоноу Джорджтаунского университета.
Советы и рекомендации
Вот ещё несколько полезных советов на случай, если вы столкнулись с грубияном:
- Обучение и просвещение. Возможно, человек не осознает, что его слова являются грубыми или обидными. Если я вижу, что оппонент не непробиваемая стена, то использую такие рабочие стоп-фразы: «То, что вы сейчас сказали, было довольно обидным/необдуманным/неуместным», «Это обидные/неподходящие слова/вопрос».
- Быть спокойным и напористым. Первым шагом всегда должно быть спокойствие, и в этом случае я сохраняю спокойствие и использую ассертивные формулировки, чтобы ясно выразить свою позицию.
- Держать диктофон наготове. Как только рандомный визави из толпы начинает хамить, то можно включить диктофон на телефоне, причем сделать это нужно демонстративно — это затормозит оппонента. Но! Важно оценить ситуацию и убедиться, что вам не угрожает физическая расправа или перспектива разбитого телефона.
- Никакого «нижепоясного» юмора, оскорблений и перехода на личность. Это раскалит ситуацию до предела, и разнимать спорщиков будут уже сотрудники полиции.
Беспардонные высказывания незнакомых людей причиняют дискомфорт и в особо сложных случаях нанести моральную травму. Поэтому я решил заучить «фразы-обереги» и применять их на практике. Спокойный и слегка назидательный тон, нейтрализующие слова, уверенный контакт глаза в глаза — и никакой «токсик» не пройдет!