С 2015 года важнейшим партнером в торговле с МЕРКОСУР, общим рынком Южной Америки, является Китай. Каждый четвертый продукт, произведенный в латиноамериканском регионе, идет в Поднебесную.
Более 30 лет назад, 26 марта 1991 года в аргентинской столице, Бразилия, Парагвай и Уругвай заключили договор о создании общего торгового рынка – МЕРКОСУР. Соглашение подписала и Венесуэла, деятельность которой была приостановлена за нарушение "демократических принципов".
Внешнеэкономическая стратегия
МЕРКОСУР является самым важным и крупнейшим интеграционным соглашением в Латинской Америке. Этот сектор производит более половины ВВП региона и составляет пятую экономику в мире. За три десятилетия номинальный ВВП группы увеличился в четыре раза, а доходы ВВП на душу населения – в три раза.
С момента заключения соглашения значения индекса HDI, описывающего не только экономический, но и социальный аспект развития, увеличились в каждой из стран-участников МЕРКОСУР. Первое десятилетие 21 века принесло этому альянсу огромный финансовый успех, но с 2012 года регион страдает от экономической стагнации, вызванной замедлением роста мировой экономики и падением внешнего спроса на экспортную продукцию из Латинской Америки. Кризис пандемии коронавируса усугубляет эту ситуацию – латиноамериканские страны особенно сильно пострадали как с точки зрения здоровья, так и с точки зрения экономики.
Показатели МЕРКОСУР в мировой торговле выросли за 30 лет – с 1,2% в 1991 г. до 1,5% в 2019 г. в отношении экспорта и импорта. В 2011 г. был достигнул рекордный показатель 1,9%, в основном из-за проблем развитых экономик после финансового кризиса. За десятилетие произошло снижение экспорта на 14% и импорта на 24%, что также подчеркивает плохое экономическое состояние региона еще до пандемии.
Перспективы лидерства Китая
К 2020 г. Китай стал ключевым партнером в торговле с Латинской Америкой. В Поднебесную отгружают почти каждый четвертый произведенный товар. Стоимость экспорта МЕРКОСУР в Китай, 72 миллиарда долларов, близка к стоимости суммарного экспорта в ЕС и США – 76 миллиардов долларов. Что касается импорта, Китай по-прежнему является важнейшим партнером МЕРКОСУР, но с гораздо меньшим преимуществом – 19% товаров поступают из этой страны, 17% из ЕС, 16% из США.
Растущая роль Китая отражает трансформацию торговли, которую претерпел МЕРКОСУР. Еще в 1991 году Поднебесная была 28-м партнером латиноамериканской группы по импорту, а к 2004 году оказалась уже на 3-м месте. Это указывает на произошедшее огромное изменение целевого рынка Южной Америки.
В последнее время Пекин делает стратегические инвестиции, особенно в инфраструктуру и энергетику латиноамериканских стран. Очень сильное влияние Китая заметно в Аргентине, где китайские инвестиции направлены на обеспечение импорта продовольствия и доступа к стратегической инфраструктуре, включая порты.
В ЕС, наоборот, растет тенденция увязывать торговлю с защитой климата и окружающей среды. Однако политика, особенно в Бразилии, оставляет желать лучшего в этом отношении, где основная проблема заключается в незаконных вырубках и сжигании тропических лесов Амазонки. Для решения этой проблемы не принимаются никакие эффективные меры со стороны администрации, подчиняющейся президенту Жаиру Болсонару. Без четких распоряжений властей в отношении Амазонки или заключения дополнительных Соглашение об устойчивом развитии, ратификация соглашения со стороны ЕС кажется невозможной.
В настоящее время Соединенные Штаты не хотят заключать дальнейшие сделки по либерализации торговли с антиамериканским регионом. Это делает МЕРКОСУР также уязвимым и сильно зависимым от Китая, желающего активизировать отношения.
Процесс интеграции в МЕРКОСУР, вопреки первоначальным предположениям, идет довольно медленно. К концу 1994 г. планировалось создать свободный рынок, но эта цель пока не достигнута. С другой стороны, существует таможенный союз, но его функционирование затруднено из-за многочисленных нетарифных барьеров.
Медицинский и экономический кризис, связанный с пандемией, значительно сокращает шансы для развития интеграции и может подвергнуть регион дальнейшему усилению зависимости от Китая. Особенно в ситуации, когда возможности развития экономических отношений с ЕС кажутся застопоренными.