Найти тему
Киновед в штатском

"Доктор Стрэндж": От Уэса Крэйвена до Гильермо Дель Торо. Как закалялись мультивселенные

Оглавление

Наступающий уикенд – время большой весенней марвеловской премьеры, в нескольких капстранах на экраны кинотеатров выходит "Доктор Стрэндж 2". Мы – люди не гордые, в мультивселенную безумия не очень торопимся, поэтому подождем сначала замыленную пиратку, а потом, через полтора месяца, рип с Disney+ с любительским переводом и "ставками на спорт". Тогда и обсудим в деталях новую картину. Но и сейчас без дела предлагаю не сидеть – Киновед в штатском желает рассказать вам о том, как этот супергерой вообще попал на экраны. Уверяю, это интересно – в появлении той самой "мультивселенной безумия", так или иначе, поучаствовали звезды первой величины.

-2
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ

За пять с половиной лет, прошедших с момента дебюта Стивена Стрэнджа в киновселенной Marvel, этот персонаж вырос из странноватого, никуда не вписывающегося мага в одного из главных акторов нового поколения Мстителей. Его вклад в общую борьбу "Войны бесконечности" и "Финала" сложно переоценить, а в "Нет пути домой" он и вовсе сыграл важнейшую после Паучка (хорошо, трех Паучков) роль. К своему второму сольнику Стрэндж пришел с таким бэкграундом, что многие аналитики считают именно эту картину главным претендентом на первенство в итоговом мировом бокс офисе 2022 года. Больше того, считается (и скоро мы об этом узнаем точно), что именно в "Стрэндже 2" произойдет нечто такое, из чего зародится новая глобальная угроза для всех марвеловских суперегероев. Как видите, ставки велики.

-3

Но столь же серьезные надежды на Доктора Стрэнджа Голливуд строил уже довольно давно – в это сложно поверить, но попытки привести магию в мир кинокомиксов предпринимались более трех десятков лет. Дебют в кино знаменитого волшебника изначально был запланирован на 1986 год, и за прошедшее с тех лет время продюсеры, студийные боссы, режиссеры и актеры не теряли надежд встать со Стрэнджем рядом на каком-то красивом кинотеатральном постере. Так давайте же посмотрим, насколько странным был путь Стрэнджа со страниц бумажных комиксов на кинопленку.

-4

Борьба с доминированием DC

Вторая половина ХХ века была эпохой доминирования в кино комиксов DC. "Супермен" Ричарда Доннера и "Бэтмен" Тима Бертона были подлинными суперхитами, а фильмы о Темном рыцаре Джоэла Шумахера, хоть и не получили признания критиков, кассу собрали весьма приличную. На этом фоне Marvel с "Говардом-уткой" 1986 года и "Карателем" 1989-го смотрелись не особенно презентабельно (это я еще не вспоминаю про жалкие попытки телеадаптаций – там без слез вообще смотреть нельзя). Но нельзя сказать, что суперегерои Стэна Ли и команды вообще не были востребованы – в 1986 году компания New World Pictures приобрела у Marvel права на экранизацию нескольких историй и планировала запустить собственную киновселенную задолго до Кевина Файги.

-5

Из массы персонажей NWP выбрали Человека-муравья, Нэмора, Дэзлока, Росомаху и Стрэнджа, причем на двух последних делалась особенная ставка. Так успех сольного фильма о Росомахе должен был запустить линейку картин о Людях Икс, а Стивен Стрэндж планировался в качестве объединяющего всех остальных супергероев звена – что-то вроде нынешнего Ника Фьюри. Сценарий фильма о Стрэндже был заказан Бобу Гейлу, автору "Назад в будущее", однако в мире разразился глобальный финансовый кризис, студия потеряла существенную часть активов, и сценарий так и остался набором набросков. Но что еще важнее – банкротство New World Pictures привело к тому, что права на супергероев Marvel буквально пошли по рукам.

-6

Дормамму и Остров Пасхи

В конце 1980-х права на экранизацию истории Доктора Стрэнджа осели в кабинетах лос-анджелесской продюсерской компании Regency Enterprises – там решили, что у проекта есть неплохой потенциал. В качестве сценариста и режиссера Regency привлекли британца Алекса Кокса, снявшего "Конфискатора" и "Сида и Нэнси". Соавтором Кокса стал сам Стэн Ли, придумавший Стрэнджа, поэтому сюжет потенциальной картины укладывался в привычные комикс-каноны – фильм включал в себя сцены с волшебником Мэрлином, погружение в Четвертое измерение, и грандиозную финальную битву Стрэнджа с Дормамму на Острове Пасхи.

-7

Написанный сценарий определенно считался весьма удачным (его можно полистать вот по этой ссылке) – Кокс назвал Стрэнджа своим любимым персонажем, а Ли – отличным партнером. Тут бы и пустить скрипт в производство, но в дело вмешались сторонние силы. Оказалось, что у Regency заключен эксклюзивный договор о прокате с Warner Bros., а WB ровно в это время вела непримиримую войну с Marvel из-за доходов от мерчендайза с символикой комикс-героев. Увы, это стало непреодолимым препятствием на пути реализации отличного сценария.

-8

Входит Реаниматор

Таким образом права на Доктора Стрэнджа снова оказались на торгах, и приобрел их некий американский продюсер Чарльз Бэнд. Не самый влиятельный в Голливуде человек, но его руки в свое время были приложены к нескольким неплохим фильмам ужасов вроде "Реаниматора", "Повелителя кукол" и "Извне", поэтому вариант с постановкой "Стрэнджа" в более мрачных тонах не казался чем-то странным. Бэнд энергично взялся за подготовку к съемкам, но упустил из вида (уж не знаю, намеренно или случайно) одну существенную деталь – пока писался сценарий, срок прав на экранизацию комикса у Бэнда истек.

-9

Продюсер встал перед выбором: заплатить и продолжить намеченную работу, или не доплачивать, а переделать сценарий, отказавшись от любых упоминаний о Marvel. Чарльз Бэнд пошел вторым путем, и мир познакомился с фильмом под названием "Доктор Мордрид" (1992). В нем Джеффри Комбс, известный по тому же "Реаниматору", сыграл роль волшебника, призванного помешать злому Кабалу уничтожить Землю. Разумеется, это обычная "бэшка" из 90-х, которая хоть и выглядит достаточно эффектно, но за скромный 74-минутный хронометраж не успевает ни характеры раскрыть, ни достойную историю рассказать.

-10

Крэйвен против Disney

Но вернемся к настоящему Доктору Стрэнджу. Здесь стоит отступить в сторону и рассказать об основанной в 1992 году компании Savoy Pictures, которую возглавил бывший глава Columbia и TriStar Виктор Кауфман. Имея большой управленческий опыт, Кауфман хотел, чтобы его Savoy встала в один ряд с WB, Disney и Paramount. Как это сделать? Вложить деньги в звезд и яркие фильмы! Сказано – сделано. Кауфману удалось запустить в производство сразу несколько потенциально впечатляющих проектов с Энтони Хопкинсом, Робертом де Ниро и Кубой Гудингом-младшим на ведущих ролях. Среди прочего у продюсера имелся опцион на съемки "Доктора Стрэнджа", и Кауфман пригласил режиссера Уэса Крэйвена с расчетом на то, что тот к началу 1994-го снимет отличное кино.

-11

Крэйвен – личность в Голливуде весьма значимая, его "Последний дом слева", "У холмов есть глаза" и особенно "Кошмар на улице Вязов" стали подлинными столпами жанра хоррор, и разумеется, Уэс планировал подпустить мрака и в историю Стрэнджа. Причем безумным такой план не назовешь – чуть раньше Тим Бертон показал, что "Бэтмен" в самых темных тонах работает отлично. И вроде бы всё начало складываться, но дальше Savoy просто надорвалась на нескольких кассовых провалах (в 1994-м не окупились "Мамочка-маньячка-убийца" и "Побег невозможен") – проект Крэйвена отправился сначала на полку, а потом в мусорку.

-12

Ментальная тюрьма

На последующие десять лет Доктор Стрэндж словно оказался заточен в кинематографическую ментальную ловушку – за проект хватались все кому не лень, но дело упорно не двигалось с мертвой точки. В 1995-м будущий сценарист "Темного рыцаря" Дэвид С. Гойер взялся написать скрипт о Стрэндже для Columbia – стороны не сошлись в представлении о персонаже и контракт был расторгнут. В 1997-м студия обратилась с предложением снять фильм о маге-супергерое к продюсерской компании Бриллштейн/Грей, но и тут проект остался без движения. В 2000-м Columbia вдруг вообще решила отказаться от планов на Стрэнджа, хотя ровно в это время Сэм Рейми запускался с первым "Человеком-пауком". Мистика просто какая-то.

-13

Дальше в работе со Стрэйнджем был заинтересован режиссер "Блэйда" Стив Норрингтон, снова Гойер, а затем волшебник опять оказался на руках у Ави Арада, генерального директора Marvel. Думаете, вернув права знаменитый фильммейкер тут же пустил их в ход? Да ничего подобного – когда в 2004 году Арада спросили, как там Стрэндж, он ответил очень просто: "Мы не сдвинулись ни на шаг, поклонникам не стоит ждать полнометражного сольного фильма в ближайшие годы".

-14

Мультивселенная безумных денег

Немногие сейчас помнят, но Marvel далеко не всегда находилась под патронажем Disney – вообще-то с середины 2000-х и даже на первых картинах Киновселенной Мстителей комикс-издательство сотрудничало с Paramount Pictures, лого студии красуется перед "Железным человеком", "Тором" и "Халком". Эти отношения начались в 2005-м и уже тогда были намечены основные пути развития большой франшизы – начать партнеры намеревались с Ника Фьюри, Плаща и Кинжала, Могучей Кучки и, да, вы угадали, с Доктора Стрэнджа.

-15

Замах Paramount и Marvel был грандиозным – на каждый проект планировалось потратить по 150-170 миллионов долларов, но и ответная реакция со стороны публики ожидалась соответствующая - от каждого фильма нужно было получить выручку свыше полумиллиарда. Дело рискованное, поэтому продюсеры, бухгалтеры и маркетологи взялись подсчитывать риски. Как ни странно, самым перспективным выглядел именно Стрэндж – его намеревались создать по сценарию Нила Геймана и силами режиссера Гильермо Дель Торо. Однако, большой бюджет стал самой большой проблемой потенциальной ленты – груз ответственности сковывал постановщика и сценариста, поэтому в 2007-м Дель Торо, а следом и Гейман вышли из проекта.

-16

Анатомия страстей

На какое-то время Стрэнджа перестали дергать, но успех "Железного человека" в 2008 году заново запустил перемалывающие классические комиксы жернова Голливуда. Уже в 2009 году Marvel активно начала искать сценаристов для сольной картины о маге – первыми заказ на скрипт получили авторы "Конана-варвара" Томас Дин Доннелли и Джошуа Оппенгеймер. Говорят, их вариант был неплох, его даже отправили нескольким потенциальным постановщикам, но Доктор Стрэндж снова оказался неприступен. Кстати, в 2011-м в Marvel даже посчитали, что игрового фильма о Стивене Стрэндже у студии не получится и обратились в Pixar с предложением снять анимационную ленту. Было бы интересно посмотреть, но и это осталось лишь в планах.

-17

Когда же, наконец, Кевин Файги объявил о том, что фильм о Стрэндже станет частью Фазы Три вселенной Мстителей, началось еще одно большое приключение – поиск актера на главную роль. Первым и на долгое время основным кандидатом стал Патрик Демпси, актер, наиболее известный по сериалу "Анатомия страсти". Он настолько поверил в свое участие в проекте, что начал говорить об этом, как о свершившемся факте. Но Стрэндж, как мы видим, не позволяет людям строить далеко идущие планы – Демпси вскоре вычеркнули из приглашенных звезд, как вывели за скобки режиссеров Марка Эндрюса, Джонатана Левина и Дина Исраэлита, которых слухи сватали в новую картину.

-18

Колдун и кристалл

Счастливое разрешение долгого пути Стивена Стрэнджа на большие экраны случилось лишь с появлением в Marvel режиссера Скотта Дерриксона. Его презентация – пример всем начинающим и не очень кинематографистам. На собеседование с боссами Marvel и Disney Дерриксон пришел с подробной раскадровкой на 12 страниц с детально прорисованными концептами. Презентация обошлась режиссеру в круглую сумму, но усилия были вознаграждены - Дерриксон не только был нанят на работу, придуманная им сцена вошла в фильм (это была астральная операция, которую Стивен Стрэндж проводил сам себе с помощью Кристины Палмер).

-19

Кастинг на главную роль тоже проходил любопытно – на роль Стрэнджа сватали Джареда Лето и Тома Харди, Оскара Айзека и Хоакина Феникса. Говорят, Феникс к заключению контракта был ближе всего, однако, в последний момент актер решил, что не готов связать себе руки многолетним сотрудничеством с проектом, где большая часть съемок будет проходить на фоне зеленого экрана. В декабре 2014-го на роль Верховного мага Marvel был выбран звезда "Шерлока" Бенедикт Камбербетч. На публике актер еще немного пококетничал, делая вид, что ничего об этом не знает, но вскоре примерил-таки плащ.

-20

Долгожданный фильм вышел в октябре 2016 года, ровно через тридцать лет после того, как о нем впервые заговорили. Лента собрала в мировом прокате более 670 миллионов долларов, что при бюджете в 165 миллионов стало большим успехом. Далее Стивен Стрэндж появился еще в четырех лентах Marvel, а теперь получил второй сольник – кажется, долгая дорога к зрителям обернулась более чем достойной компенсацией для тех, кто прошел ее до конца. И на "Мультивселенной безумия" история Доктора Стрэнджа, думаю, не закончится. Нам осталось дождаться фильм и обсудить все его детали.

-21

Не забывайте заглядывать на канал Киноведа в штатском, здесь всегда интересно. Я люблю фильмы и сериалы самых разных жанров, так что здесь всегда найдется для вас что-то новое. Ну, и не отказывайтесь от походов в кинотеатры – да, пока с репертуаром сложно, но всё непременно станет лучше, и уже скоро! Магия нам всем в помощь! Читайте, смотрите, не болейте, берегите себя и близких, и...

-22

Увидимся в кино!

#кино #комикс #доктор стрэндж #marvel #бенедикт камбербэтч