Наступающий уикенд – время большой весенней марвеловской премьеры, в нескольких капстранах на экраны кинотеатров выходит "Доктор Стрэндж 2". Мы – люди не гордые, в мультивселенную безумия не очень торопимся, поэтому подождем сначала замыленную пиратку, а потом, через полтора месяца, рип с Disney+ с любительским переводом и "ставками на спорт". Тогда и обсудим в деталях новую картину. Но и сейчас без дела предлагаю не сидеть – Киновед в штатском желает рассказать вам о том, как этот супергерой вообще попал на экраны. Уверяю, это интересно – в появлении той самой "мультивселенной безумия", так или иначе, поучаствовали звезды первой величины.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
За пять с половиной лет, прошедших с момента дебюта Стивена Стрэнджа в киновселенной Marvel, этот персонаж вырос из странноватого, никуда не вписывающегося мага в одного из главных акторов нового поколения Мстителей. Его вклад в общую борьбу "Войны бесконечности" и "Финала" сложно переоценить, а в "Нет пути домой" он и вовсе сыграл важнейшую после Паучка (хорошо, трех Паучков) роль. К своему второму сольнику Стрэндж пришел с таким бэкграундом, что многие аналитики считают именно эту картину главным претендентом на первенство в итоговом мировом бокс офисе 2022 года. Больше того, считается (и скоро мы об этом узнаем точно), что именно в "Стрэндже 2" произойдет нечто такое, из чего зародится новая глобальная угроза для всех марвеловских суперегероев. Как видите, ставки велики.
Но столь же серьезные надежды на Доктора Стрэнджа Голливуд строил уже довольно давно – в это сложно поверить, но попытки привести магию в мир кинокомиксов предпринимались более трех десятков лет. Дебют в кино знаменитого волшебника изначально был запланирован на 1986 год, и за прошедшее с тех лет время продюсеры, студийные боссы, режиссеры и актеры не теряли надежд встать со Стрэнджем рядом на каком-то красивом кинотеатральном постере. Так давайте же посмотрим, насколько странным был путь Стрэнджа со страниц бумажных комиксов на кинопленку.
Борьба с доминированием DC
Вторая половина ХХ века была эпохой доминирования в кино комиксов DC. "Супермен" Ричарда Доннера и "Бэтмен" Тима Бертона были подлинными суперхитами, а фильмы о Темном рыцаре Джоэла Шумахера, хоть и не получили признания критиков, кассу собрали весьма приличную. На этом фоне Marvel с "Говардом-уткой" 1986 года и "Карателем" 1989-го смотрелись не особенно презентабельно (это я еще не вспоминаю про жалкие попытки телеадаптаций – там без слез вообще смотреть нельзя). Но нельзя сказать, что суперегерои Стэна Ли и команды вообще не были востребованы – в 1986 году компания New World Pictures приобрела у Marvel права на экранизацию нескольких историй и планировала запустить собственную киновселенную задолго до Кевина Файги.
Из массы персонажей NWP выбрали Человека-муравья, Нэмора, Дэзлока, Росомаху и Стрэнджа, причем на двух последних делалась особенная ставка. Так успех сольного фильма о Росомахе должен был запустить линейку картин о Людях Икс, а Стивен Стрэндж планировался в качестве объединяющего всех остальных супергероев звена – что-то вроде нынешнего Ника Фьюри. Сценарий фильма о Стрэндже был заказан Бобу Гейлу, автору "Назад в будущее", однако в мире разразился глобальный финансовый кризис, студия потеряла существенную часть активов, и сценарий так и остался набором набросков. Но что еще важнее – банкротство New World Pictures привело к тому, что права на супергероев Marvel буквально пошли по рукам.
Дормамму и Остров Пасхи
В конце 1980-х права на экранизацию истории Доктора Стрэнджа осели в кабинетах лос-анджелесской продюсерской компании Regency Enterprises – там решили, что у проекта есть неплохой потенциал. В качестве сценариста и режиссера Regency привлекли британца Алекса Кокса, снявшего "Конфискатора" и "Сида и Нэнси". Соавтором Кокса стал сам Стэн Ли, придумавший Стрэнджа, поэтому сюжет потенциальной картины укладывался в привычные комикс-каноны – фильм включал в себя сцены с волшебником Мэрлином, погружение в Четвертое измерение, и грандиозную финальную битву Стрэнджа с Дормамму на Острове Пасхи.
Написанный сценарий определенно считался весьма удачным (его можно полистать вот по этой ссылке) – Кокс назвал Стрэнджа своим любимым персонажем, а Ли – отличным партнером. Тут бы и пустить скрипт в производство, но в дело вмешались сторонние силы. Оказалось, что у Regency заключен эксклюзивный договор о прокате с Warner Bros., а WB ровно в это время вела непримиримую войну с Marvel из-за доходов от мерчендайза с символикой комикс-героев. Увы, это стало непреодолимым препятствием на пути реализации отличного сценария.
Входит Реаниматор
Таким образом права на Доктора Стрэнджа снова оказались на торгах, и приобрел их некий американский продюсер Чарльз Бэнд. Не самый влиятельный в Голливуде человек, но его руки в свое время были приложены к нескольким неплохим фильмам ужасов вроде "Реаниматора", "Повелителя кукол" и "Извне", поэтому вариант с постановкой "Стрэнджа" в более мрачных тонах не казался чем-то странным. Бэнд энергично взялся за подготовку к съемкам, но упустил из вида (уж не знаю, намеренно или случайно) одну существенную деталь – пока писался сценарий, срок прав на экранизацию комикса у Бэнда истек.
Продюсер встал перед выбором: заплатить и продолжить намеченную работу, или не доплачивать, а переделать сценарий, отказавшись от любых упоминаний о Marvel. Чарльз Бэнд пошел вторым путем, и мир познакомился с фильмом под названием "Доктор Мордрид" (1992). В нем Джеффри Комбс, известный по тому же "Реаниматору", сыграл роль волшебника, призванного помешать злому Кабалу уничтожить Землю. Разумеется, это обычная "бэшка" из 90-х, которая хоть и выглядит достаточно эффектно, но за скромный 74-минутный хронометраж не успевает ни характеры раскрыть, ни достойную историю рассказать.
Крэйвен против Disney
Но вернемся к настоящему Доктору Стрэнджу. Здесь стоит отступить в сторону и рассказать об основанной в 1992 году компании Savoy Pictures, которую возглавил бывший глава Columbia и TriStar Виктор Кауфман. Имея большой управленческий опыт, Кауфман хотел, чтобы его Savoy встала в один ряд с WB, Disney и Paramount. Как это сделать? Вложить деньги в звезд и яркие фильмы! Сказано – сделано. Кауфману удалось запустить в производство сразу несколько потенциально впечатляющих проектов с Энтони Хопкинсом, Робертом де Ниро и Кубой Гудингом-младшим на ведущих ролях. Среди прочего у продюсера имелся опцион на съемки "Доктора Стрэнджа", и Кауфман пригласил режиссера Уэса Крэйвена с расчетом на то, что тот к началу 1994-го снимет отличное кино.
Крэйвен – личность в Голливуде весьма значимая, его "Последний дом слева", "У холмов есть глаза" и особенно "Кошмар на улице Вязов" стали подлинными столпами жанра хоррор, и разумеется, Уэс планировал подпустить мрака и в историю Стрэнджа. Причем безумным такой план не назовешь – чуть раньше Тим Бертон показал, что "Бэтмен" в самых темных тонах работает отлично. И вроде бы всё начало складываться, но дальше Savoy просто надорвалась на нескольких кассовых провалах (в 1994-м не окупились "Мамочка-маньячка-убийца" и "Побег невозможен") – проект Крэйвена отправился сначала на полку, а потом в мусорку.
Ментальная тюрьма
На последующие десять лет Доктор Стрэндж словно оказался заточен в кинематографическую ментальную ловушку – за проект хватались все кому не лень, но дело упорно не двигалось с мертвой точки. В 1995-м будущий сценарист "Темного рыцаря" Дэвид С. Гойер взялся написать скрипт о Стрэндже для Columbia – стороны не сошлись в представлении о персонаже и контракт был расторгнут. В 1997-м студия обратилась с предложением снять фильм о маге-супергерое к продюсерской компании Бриллштейн/Грей, но и тут проект остался без движения. В 2000-м Columbia вдруг вообще решила отказаться от планов на Стрэнджа, хотя ровно в это время Сэм Рейми запускался с первым "Человеком-пауком". Мистика просто какая-то.
Дальше в работе со Стрэйнджем был заинтересован режиссер "Блэйда" Стив Норрингтон, снова Гойер, а затем волшебник опять оказался на руках у Ави Арада, генерального директора Marvel. Думаете, вернув права знаменитый фильммейкер тут же пустил их в ход? Да ничего подобного – когда в 2004 году Арада спросили, как там Стрэндж, он ответил очень просто: "Мы не сдвинулись ни на шаг, поклонникам не стоит ждать полнометражного сольного фильма в ближайшие годы".
Мультивселенная безумных денег
Немногие сейчас помнят, но Marvel далеко не всегда находилась под патронажем Disney – вообще-то с середины 2000-х и даже на первых картинах Киновселенной Мстителей комикс-издательство сотрудничало с Paramount Pictures, лого студии красуется перед "Железным человеком", "Тором" и "Халком". Эти отношения начались в 2005-м и уже тогда были намечены основные пути развития большой франшизы – начать партнеры намеревались с Ника Фьюри, Плаща и Кинжала, Могучей Кучки и, да, вы угадали, с Доктора Стрэнджа.
Замах Paramount и Marvel был грандиозным – на каждый проект планировалось потратить по 150-170 миллионов долларов, но и ответная реакция со стороны публики ожидалась соответствующая - от каждого фильма нужно было получить выручку свыше полумиллиарда. Дело рискованное, поэтому продюсеры, бухгалтеры и маркетологи взялись подсчитывать риски. Как ни странно, самым перспективным выглядел именно Стрэндж – его намеревались создать по сценарию Нила Геймана и силами режиссера Гильермо Дель Торо. Однако, большой бюджет стал самой большой проблемой потенциальной ленты – груз ответственности сковывал постановщика и сценариста, поэтому в 2007-м Дель Торо, а следом и Гейман вышли из проекта.
Анатомия страстей
На какое-то время Стрэнджа перестали дергать, но успех "Железного человека" в 2008 году заново запустил перемалывающие классические комиксы жернова Голливуда. Уже в 2009 году Marvel активно начала искать сценаристов для сольной картины о маге – первыми заказ на скрипт получили авторы "Конана-варвара" Томас Дин Доннелли и Джошуа Оппенгеймер. Говорят, их вариант был неплох, его даже отправили нескольким потенциальным постановщикам, но Доктор Стрэндж снова оказался неприступен. Кстати, в 2011-м в Marvel даже посчитали, что игрового фильма о Стивене Стрэндже у студии не получится и обратились в Pixar с предложением снять анимационную ленту. Было бы интересно посмотреть, но и это осталось лишь в планах.
Когда же, наконец, Кевин Файги объявил о том, что фильм о Стрэндже станет частью Фазы Три вселенной Мстителей, началось еще одно большое приключение – поиск актера на главную роль. Первым и на долгое время основным кандидатом стал Патрик Демпси, актер, наиболее известный по сериалу "Анатомия страсти". Он настолько поверил в свое участие в проекте, что начал говорить об этом, как о свершившемся факте. Но Стрэндж, как мы видим, не позволяет людям строить далеко идущие планы – Демпси вскоре вычеркнули из приглашенных звезд, как вывели за скобки режиссеров Марка Эндрюса, Джонатана Левина и Дина Исраэлита, которых слухи сватали в новую картину.
Колдун и кристалл
Счастливое разрешение долгого пути Стивена Стрэнджа на большие экраны случилось лишь с появлением в Marvel режиссера Скотта Дерриксона. Его презентация – пример всем начинающим и не очень кинематографистам. На собеседование с боссами Marvel и Disney Дерриксон пришел с подробной раскадровкой на 12 страниц с детально прорисованными концептами. Презентация обошлась режиссеру в круглую сумму, но усилия были вознаграждены - Дерриксон не только был нанят на работу, придуманная им сцена вошла в фильм (это была астральная операция, которую Стивен Стрэндж проводил сам себе с помощью Кристины Палмер).
Кастинг на главную роль тоже проходил любопытно – на роль Стрэнджа сватали Джареда Лето и Тома Харди, Оскара Айзека и Хоакина Феникса. Говорят, Феникс к заключению контракта был ближе всего, однако, в последний момент актер решил, что не готов связать себе руки многолетним сотрудничеством с проектом, где большая часть съемок будет проходить на фоне зеленого экрана. В декабре 2014-го на роль Верховного мага Marvel был выбран звезда "Шерлока" Бенедикт Камбербетч. На публике актер еще немного пококетничал, делая вид, что ничего об этом не знает, но вскоре примерил-таки плащ.
Долгожданный фильм вышел в октябре 2016 года, ровно через тридцать лет после того, как о нем впервые заговорили. Лента собрала в мировом прокате более 670 миллионов долларов, что при бюджете в 165 миллионов стало большим успехом. Далее Стивен Стрэндж появился еще в четырех лентах Marvel, а теперь получил второй сольник – кажется, долгая дорога к зрителям обернулась более чем достойной компенсацией для тех, кто прошел ее до конца. И на "Мультивселенной безумия" история Доктора Стрэнджа, думаю, не закончится. Нам осталось дождаться фильм и обсудить все его детали.
Не забывайте заглядывать на канал Киноведа в штатском, здесь всегда интересно. Я люблю фильмы и сериалы самых разных жанров, так что здесь всегда найдется для вас что-то новое. Ну, и не отказывайтесь от походов в кинотеатры – да, пока с репертуаром сложно, но всё непременно станет лучше, и уже скоро! Магия нам всем в помощь! Читайте, смотрите, не болейте, берегите себя и близких, и...
Увидимся в кино!
#кино #комикс #доктор стрэндж #marvel #бенедикт камбербэтч