С 1 марта 2022 года вступила в силу новая редакция Трудового кодекса России, изменения коснулись вопросов охраны труда.
Подготовили обзор важных изменений в сфере обеспечения СИЗ на основе риск-ориентированного подхода.
1. Новый подход к безопасности труда (ст. 209.1)
Основу мероприятий по охране труда в новой редакции Кодекса составляет превентивный риск-ориентированный подход. Закреплены основные принципы обеспечения безопасности труда.
Их два:
· предупреждение и профилактика опасностей;
· минимизация повреждения здоровья работников.
Что это значит: ключевая задача работодателя – принять все возможные меры, чтобы не допустить причинения вреда здоровью работника на рабочем месте, например, травмирования работника. Если оно произошло, то степень вреда должна быть наименьшей.
2. Новые обязанности работодателя (ст. 214)
Риск-ориентированный подход отразился в добавлении нескольких новых обязанностей:
· Выявление опасностей и профессиональных рисков, их мониторинг
Новые определения:
Опасность – потенциальный источник нанесения вреда, который представляет угрозу жизни или здоровью работника.
Профессиональный риск – вероятность причинения вреда жизни или здоровью работника с учетом возможной тяжести повреждения здоровья.
Уровни профессионального риска (низкий, средний или высокий) определяются исходя из мер управления рисками и обнаруженных опасностей.
Что это значит: мероприятия по оценке и снижению уровней профессиональных рисков стали обязательными для всех компаний и теперь должны проводиться регулярно.
· Обучение персонала правилам применения СИЗ (ст. 219)
Новые правила обучения и проверки знаний регулируются Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464, которое вступит в силу 1 сентября 2022 года.
Что это значит: согласно статье 219 и этим правилам теперь в обучение по охране труда наряду с инструктажами, стажировками, обучением по оказанию первой помощи пострадавшим и обучением безопасным методам и приемам выполнения работ будет также входить и обучение по применению СИЗ. Работодатель обязан не допускать к работе тех сотрудников, которые такое обучение не прошли.
· Информирование работников о существующих профессиональных рисках на рабочих местах и их уровнях (ст. 76)
Появились новые законные формы информирования:
· размещение видеороликов на страницах видеоканалов и внутреннем портале предприятия;
· ведение собственного блога организации в интернете, размещение информации в группах социальных сетей и даже мессенджеров, а также рассылки по электронной почте и публикации на интернет-сайте компании.
Их утверждает Приказ Минтруда России от 29 октября 2021 года № 773н, вступивший в силу 1 марта 2022 г.
3. Новые права работодателя (ст. 214.2)
· Видеонаблюдение на производстве
Работодатель может установить видеокамеру или другие приборы дистанционной видео- и аудиофиксации, чтобы контролировать соблюдение безопасности на производстве.
Что это значит: видеозапись поможет защитить права работодателя и сотрудников в случае производственных травм или нарушений трудовой дисциплины.
Важно:прежде чем внедрять такой способ контроля, нужно проинформировать и получить письменное согласие персонала.
· Ведение электронного документооборота по охране труда
Что это значит: компании могут создавать, подписывать и хранить документы в электронном виде (кроме акта о несчастном случае на производстве и журнала проведения инструктажа по охране труда).
Для этого нужно закрепить новый порядок учета в локальном акте и получить согласие работников.
4. Новый порядок обеспечения СИЗ (ст. 221)
С 1 сентября 2023 года будут действовать Единые типовые нормы выдачи СИЗ и Правила обеспечения работников средствами защиты и смывающими средствами (Приказ Минтруда от 28.10.2021 № 766н).
Типовые отраслевые нормы можно применять в течение переходного периода до 31 декабря 2024 года.
Работодатели – компании и ИП, должны сформировать внутренние локальные нормы бесплатной выдачи СИЗ работникам с учетом фактических условий труда и профессиональных рисков, а также новый порядок обеспечения работников СИЗ.
Что это значит: новый подход позволит обеспечить защиту персонала от выявленных опасностей на рабочем месте и оптимизировать затраты на закупку средств защиты.