Найти в Дзене

Мушкетер XV века (часть 84) О свадьбах, храмах и подготовке к собственным похоронам

Обсуждая с читателями перипетии жизни нашего героя Бастарда Орлеанского мы затронули вопрос его возможной женитьбы после потери его любимой жены Марии д'Аркур. Несмотря на далеко не юные года, Жан Орлеанский высоко котировался на "рынке женихов", однако его решение было непреклонным - никто больше не займет место его жены. Вместо этого граф де Дюнуа озаботился браками его детей.

Младшему Дюнуа, Франсуа, на тот момент было 19 лет и, что удивительно, король, казалось в принципе не умевший ценить и беречь людей, принимал участие в судьбе молодого человека. (Может Луи к тому времени действительно научился ценить людей вообще и Бастарда в частности?) В результате, с согласия короля невестой молодого человека стала сестра королевы Агнесса Савойская, а весь род Дюнуа еще больше упрочил родственные связи с королевским домом Франции. И, кстати, в качестве подарка от отца жениха молодым отошел известный нам замок Божанси, стоявший пустым после смерти графини. Король же, присутствовавший на свадьбе вместе с королевой, тоже подарил молодоженам несколько владений из провинции Дофине.

Божанси. Сен-Фермен. Фото из личной коллекции автора
Божанси. Сен-Фермен. Фото из личной коллекции автора

Следующей на очереди была та самая ветреная дочь Мария, с которой мы уже сталкивались на страницах нашей истории (смотрите ссылку в конце этого рассказа). Оказывается, мадмуазель не только сбежала с Бурбонским Бастардом, но и дала ему обещание выйти за него замуж, которое пришлось аннулировать официально. Осенью же 1466 года Мари вышла замуж за сеньора де Пассаван.

В этом же году Бастард Орлеанский посетил свое владение Лонгвиль, где приказал установить у входа в собор статуи двух своих верных друзей и соратников - Ла Гира и Потона де Сентрайля. (Мне вот интересно: а как же Пьер де Брезе? Почему он остался незаслуженно забытым?)

Ла Гир и Потон де Сентрайль. Изображение миниатюры с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki
Ла Гир и Потон де Сентрайль. Изображение миниатюры с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki

Свое последнее путешествие граф де Дюнуа совершил в следующем, 1467 году - это было путешествие в Тур, которое он предпринял для участия в очередном заседании Генеральных Штатов. К тому времени он уже не мог держаться в седле и, понимая, что дни его, скорее всего, сочтены, он старался еще быстрее завершить все свои земные дела.

Весной 1468 года Жан выдал замуж свою младшую дочь Катерину за некоего Жана Сарребрюка и с этого момента граф мог вдохнуть спокойно, думая о своих детях. Оставалось довести до конца дела духовные и угодные Всевышнему. (Лично я просто поражаюсь тому, как он успел сделать столько всего в последние дни, с учетом сильно пошатнувшегося здоровья??) В любимом Божанси он пристроил часовню Святого Николая к храму Сен-Фермен, а храме Клери и в замковой капелле в Шатодене работы шли в буквальном смысле круглосуточно. Заказывались статуи святых покровителей, разыскивалась драгоценная церковная утварь, создавались фрески и витражи.

Фреска, изображающая Страшный суд, созданная в Святой Капелле замка Шатоден. Фреска существует до сих пор, а отличие от разноцветного витража, который изображал самого Бастарда вместе с супругой и наследником и который был разрушен прусской армией в 1815 году. Изображение с сайта http://www.wikitranslators.org
Фреска, изображающая Страшный суд, созданная в Святой Капелле замка Шатоден. Фреска существует до сих пор, а отличие от разноцветного витража, который изображал самого Бастарда вместе с супругой и наследником и который был разрушен прусской армией в 1815 году. Изображение с сайта http://www.wikitranslators.org

В апреле 1467 года граф де Дюнуа потерял своего брата Жана Ангулемского. Один за другим за грань уходили друзья юности и боевые соратники, уходили близкие Жану люди, и он понимал, что скоро настанет и его час. В Святой Капелле Шатодена заранее было приготовлено место, где, когда придет час, упокоится тело самого Бастарда.

1 июня 1468 года новая замковая церковь была освящена в присутствии как представителей местной знати, так и посланцев короны. Капелла получила привилегии личной церкви французских королей (Я попыталась найти подробности об этих самых привилегиях, но, увы, Гугл, похоже, сам этого не знает🤷‍♀️). Любопытно, что после смерти графа де Дюнуа в церкви должны были служить мессы "во спасение и за усопших" и монахам был выдан целый список, в котором нашлось место и Карлу VII, и Людовику Орлеанскому, и еще многим участникам нашей истории... кроме несчастного Карла VI.

Казалось, Жан предусмотрел все и был готов достойно встретить ту пожилую даму, которую принято изображать с косой, однако, у судьбы были на него другие виды - в начале июля он стал опекуном детей своего брата Карла Орлеанского. Как его жизнь складывалась дальше, я расскажу в следующей части нашего "текстового сериала", поэтому подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное. Предыдущие же части нашей истории можно найти здесь:

Мушкетер XV века (часть 83) Чем в Средние века можно было заняться на пенсии

Мушкетер XV века ( часть 78) Как Карл Орлеанский и Луи XI итальянское наследство делили, а Бастард блудную дочь воспитывал