24 апреля великому французскому модельеру Жан-Полю Готье исполнилось 70 лет.
Готье - самый известный скандальный кутюрье, который не раз будоражил мир моды. Его чутье, оригинальный взгляд и бунтарский дух изменили привычные fashion-уклады. В 1970-х годах он гордо носил прозвище "ужасный ребенок" ("l'enfant terrible"), а уже через 15 лет модное сообщество восхищалось им и называло "королем моды".
Родился модельер и провел детство в пригороде Парижа, в буржуазной семье. Единственный ребенок бухгалтера и кассира, Готье развил вкус к моде в совсем юном возрасте. Он провел большую часть детства с бабушкой. И неизвестно, смог бы он добиться такого успеха, если бы не она. Именно бабушка стала для будущего гениального кутюрье проводником в мир женских тайн и загадок. Она была удивительным человеком, способным найти ответы на вопросы, скрытые от понимания простых людей.
Она умело использовала как вполне современные научные знания (например, будучи медицинской сестрой, прекрасно разбиралась в косметике), так и искусство гадания на картах и даже гипноз. Неудивительно, что женщины так и тянулись к ней, поставляя своими посещениями материал для размышлений маленькому Жан-Полю. Позже модельер вспоминал, что бабушка, раскладывая карты, всегда говорила: «Я вижу, тебя ждет удача, все, что ты захочешь, сбудется». Благодаря ей он впервые увидел нижнее женское белье. Когда она уходила из дома, он мог копаться в ее вещах, где однажды обнаружил корсет.
«Мне повезло, что моя бабушка носила черные перья, необычные корсеты. Также она всегда давала советы, как выглядеть лучше и красивее», – рассказывал он. Бабушка потакала будущему модельеру во всем. Жан-Поль прогуливал учебу в школе, часами рисовал. Дом был полон модными журналами, привлекающими красивой жизнью и роскошными нарядами. Готье с упоением изучал фотографии, подмечал стилевые особенности образов. Смотреть телевизор ему тоже не запрещали, и он целый день наслаждался художественными фильмами, в которых звезды блистали в роскошных платьях и костюмах. Особенно завораживали трансляции из парижского варьете и кабаре «Фоли-Бержер».
В 14 лет Жан-Поль по-настоящему влюбился в моду. Один из немногих современных модельеров, не получивших специального образования. В юности делал эскизы костюмов, рассылал свои наброски ведущим парижским кутюрье, в том числе Пьеру Кардену. Предложений не поступало, но бабушка, тем не менее, предсказывала внуку большую известность. И вот в 1970 году, когда Готье исполнилось 18 лет, с молодым человеком захотел встретиться Карден. С этого и началась карьера талантливого модельера. Жан-Поль стал учеником великого мастера, которого покинул спустя год, перейдя на работу в Дом моды Жана Пату. Однако в 1974 году он вновь вернулся к Кардену, только теперь уже как разработчик коллекции для США. Он создавал ее на Филиппинах, в Маниле работу Готье оценили очень высоко. От клиентов не было отбоя. Возможно, именно оттуда и начался бы его триумф, но смерть горячо любимой бабушки призвала Жан-Поля назад в Париж.
В 24 года Жан-Поль Готье со своими школьными приятелями Франсисом Менюжем и Дональдом Потаром начал создавать собственные коллекции. В 1976 году они основали собственную фирму, и в 1977 дизайнер создал коллекцию электронной бижутерии. Затем последовала коллекция салфеток, скатертей и ковров. Мини-платья были сшиты из столовых салфеток, а «электронные украшения» сделаны из батареек и чайных ситечек. Уже в то время проявились все особенности творчества Жана-Поля Готье — смешение жанров, неожиданное использование материалов и трансформация привычных вещей. В будущем модельер не раз доказывал, что «скандал — лучшее средство рекламы».
Он устраивал показы в самых неожиданных местах: в трамвайном депо, в музее старинных каруселей, в бывшей тюрьме, на боксерском ринге. Он выбирал нетрадиционных моделей, выводил на подиум обыкновенных женщин, доказывая, что его одежда подходит всем людям: «Я стремлюсь избежать склеротического клише, стереотипного поведения профессиональных манекенщиц. Мои модели не развлекают зрителей, а показывают одежду, которую может носить всякий».
В 1980-е годы Готье стал самым авангардным французским модельером, шокируя зрителей соединением несоединимого, нетрадиционными показами своих коллекций. Модельер показал модели в духе «мусорного дизайна» — с использованием помойных ведер, электронных плат и консервных банок. Затем в его работах появляются острогрудые бюсты. С 1984 он создал мужскую коллекцию, в ней мужчины предстали одетыми в тельняшки и юбки. Тельняшки станут его фирменным стилем на многие годы. «Мужественность не заключается в предметах одежды. Мужественность каждого представителя сильного пола – в его голове», - парировал он в ответ на весьма неоднозначную реакцию публики. Потом он придумал декольтированные платья со шлейфами, пиджаки с открытой спиной и корсеты для мужчин. Настоящей сенсацией стала коллекция, в которой появился знаменитый «корсетный стиль», когда платья он кроил как корсеты — с отдельными чашечками и косточками.
В 1985 его выдвинули на соискание премии "Оскар моды". В конце 1980-х годов Готье уже стал признанным лидером французской моды. Популярность Мадонны и ее безошибочное чутье сделали «корсетный стиль» Готье всемирно известным. В 1990 году Готье создал знаменитые костюмы для мирового турне Мадонны: корсеты из золотой кожи, мужские костюмы с вмонтированным бюстом, матросские брюки.
В начале 1990-х годах Готье создал необычные и гротескные образы: модели-пародии на ковбойский стиль; головные уборы из музыкальных инструментов и кухонной утвари; прозрачные боди-комбинезоны; устрашающие образы женщин с бритым черепом и туфлях на платформах. Его собственный имидж также был важным средством саморекламы. Превратившись в настоящую звезду массовой культуры, Жан-Поль Готье стал кумиром молодежи, он никогда не уставал будоражить общественность.
В 1990-е годы модельер Готье увлекся этнической темой, смешивая элементы национального костюма разных регионов. Он создал серию блестящих коллекций, которые уже непосредственно влияли на массовую моду.
В конце 1990-х годов его называли самым гениальным дизайнером последнего двадцатилетия XX века и сравнивали его с Ив Сен-Лораном.
С 1997 Готье создает коллекции «от кутюр». До этого он утверждал, что его не интересует высокая мода, «пропахшая нафталином». Но в 1990-е годы высокая мода переживала второе рождение, превратившись в настоящую «лабораторию идей». Помимо моды Жан-Поль Готье занимался многими вещами: парфюмерией, косметикой для мужчин, а также искусством танца, кино и музыки. Он создавал костюмы для театральных постановок и знаменитых кинокартин. В течение долгих лет ведущий французский модельер Жан Поль Готье одну за другой творил революции в мире моды своими невероятными дизайнерскими идеями. От остроконечных бюстгальтеров, которые прославила на весь мир Мадонна, до мужских юбок-шотландок, ставших символом 1985 года. Жан-Поль Готье – мировая модная икона, чье влияние на массовую культуру вышло далеко за пределы подиумов.
Фото: Legion Media
Читайте также:
Подписывайтесь на наш канал в Яндеск. Дзене