Живопись конца девятнадцатого - начала двадцатого века вовсе не была исключительно модернистской. Многие художники предпочитали не следовать модным веяниям, не отказываться от прошлого, а брать лишь лучшее из нового, развивая свой личный стиль, передавая свое видение реальности.
Джордж Клаузен является особенно интересным примером такого художника, поскольку в его работах есть черты как натурализма, поразительного, порой сурового, так и светлого, атмосферного импрессионизма. В любом случае, картины его узнаваемы безоговорочно.
Даже ранние работы Клаузена 1880-х годов, в частности изображения крестьян в Хартфордшире, сравнимы с лучшими работами его современников – художников школ Глазго и Ньюлина.
Однако, в отличие от многих из этих художников, он продолжал преобразовывать свой стиль, экспериментировать и создавать выдающиеся картины и в двадцатом веке.
Сам он являлся противником всяческих ярлыков.
В одной из своих лекций, прочитанных студентам Королевской академии художеств в Лондоне в 1904 году, Клаузен говорил: «Реализм может быть разным. Существует реализм поверхностный, когда художник может так копировать лицо или фигуру человека, что, хотя все изображено так, что нельзя придраться, это безжизненно.
А есть реализм выражения, в котором характер человека или предмета может быть передан зрителю, хотя произведение художника не соответствует в точности тому, что он изображает. Или же можно попытаться сохранить баланс между этими двумя крайностями».
«С другой стороны, реализм выражения или характера может достигать уровня очень изящного искусства — возможно, самого прекрасного.
Это зависит от степени реализации выражения или характера. Это зависит не от точности, с которой копируются факты или детали, и не от цвета, а от понимания широких структурных черт и движений, которые дают выражение. Это анализ и абстракция простых форм».
На картине «Карие глаза» изображена девочка из деревни Кукхэм. Звали ее Роуз Гримсдейл. Она была одной из любимых местных моделей Клаузена.
Джордж Клаузен родился 18 апреля 1852 года в Лондоне в семье датчанина Юргена (Джорджа) Джонсона Клаузена и шотландки Элизабет (урожденной Филлан). Отец его был художником-декоратором.
Клаузен учился в школе Святого Марка на Кингс-роуд в Челси. В 1867 году его приняли учеником в чертежное бюро известной фирмы Trollope & Sons, занимавшейся производством мебели. В это же время он готовился к поступлению в Национальную школу художественного обучения в Южном Кенсингтоне (позже она стала Королевским колледжем искусств). За время своего пребывания там он выиграл две золотые медали за дизайн (в 1868 и 1870 годах).
Немного позже он получил заказ на разработку интерьера дома, владельцем которого был художник Эдвин Лонг. Лонг дал юноше немало ценных советов, следуя одному из которых Клаузен побывал во Франции, Бельгии и Голландии.
Он учился в Королевской академии изящных искусств в Антверпене, проникся творчеством художников Гаагской школы и начал интересоваться работой на пленэре.
Во Франции его преподавателями были Бугро и Робер-Флери.
Его вдохновляли работы Жюля Бастьен-Лепажа, которые он впервые увидел в галерее Гросвенор. Он даже написал статью «Бастьен-Лепаж и современный реализм». Статья была опубликована в «Шотландском художественном обозрении» в 1888 году.
Учился он и на произведениях Джеймса Тиссо, и на экспериментах Джеймса Макнейла Уистлера.
В 1881 году Клаузен женился на художнице Агнес Вебстер. Он уже вполне почувствовал «вкус к жизни в деревне», поэтому пара сперва поселилась в деревне Чайлдвик-Грин в Хартфордшире, а затем переехала в Кукхэм-Дин в Беркшире.
Именно в Чайлдвик-Грин он начал писать реалистичные сцены сельской жизни.
Картина «Пахарь» была выставлена в галерее Гросвенор в 1888 году. Именно она была воспринята критиками как «высшая точка реализма».
Но его резкий по тем временам реализм нравился далеко не всем, некоторые из работ шокировали академиков, которые называли Клаузена «подражателем новейшим французским поделкам и живописцем мозолей и грязных ногтей».
Еще в 1884 году критики разгромили картину Клаузена « Работники после обеда», выставленную в Королевской академии.
К сожалению не нашлось цветной репродукции, но был доступен этюд фигуры мальчика:
Клаузен не помышлял о бунте против Академии, он хотел лишь реформ, «места под солнцем» для молодежи. Это и стало причиной основания в 1886 году так называемого «Нового английского художественного клуба». В том же году состоялась первая выставка Клуба, на которой были представлены картины Клаузена, Уолтера Сикерта и Стэнхоупа Форбса.
Клуб, как и задумывалось, привлекал молодых художников, способствуя развитию новых стилей искусства в Британии.
Да и сам Клаузен начал осознавать, что реализм его работ, созданных под влиянием творчества Бастьен-Лепажа — это тупик.
Он перебрался в местечко Уиддингтон в Эссексе, начал экспериментировать с цветом и светом, и, уже в 1892 году, представил зрителям картину «Косари».
К концу 1890-х годов картины Клаузена становятся отчетливо импрессионистскими, полными света и движения, хотя он «никогда не терял чувство формы», ни разу за всю свою долгую жизнь не остановился на какой-то конкретной формуле и не писал так, как требовала мода.
Он продолжал жить в Уиддингтоне до 1905 года, в это время были написаны некоторые из лучших работ, такие, как «Морозное мартовское утро» (иногда эту картину называют «Зимний сад». Она напоминает Писсарро, любившего изображать утренний мороз и туман, но стиль, все же, отчетливо принадлежит Клаузену.
Сам же Клаузен был избран академиком Королевской академии художеств, в школах Королевской академии его лекции были настолько популярны, что ученики порой приходили на занятия лишь из за них.
Лекции эти были опубликованы. Они и в наши дни интересны тем, кто изучает живопись.
Клаузен был слишком стар для военной службы во время Первой мировой войны, но в 1917 году он был назначен официальным военным художником.
В 1927 году за заслуги перед искусством Клаузен был посвящен в рыцари.
Последние годы жизни он провел в Эссексе. Отныне, если он и писал фигуры людей, то исключительно в пейзаже.
«Каким бы ни было намерение картины, трактовка должна соответствовать ему. Это кажется самоочевидным; но часто мы видим картины, в которых большее ощущение реальности, единства было бы достигнуто, если бы была принята менее реалистическая трактовка...
Художник... должен дать свое прочтение предмета. В то же время он должен, изучая и ссылаясь на то, что сделали великие, воспитывать себя, чтобы его чтение природы не было неблагородным». Джордж Клаузен.«Шесть лекций по живописи».1904 год.
Обложка: "Девушка у ворот". 1889 год. Моделью послужила жительница Кукхема Мэри Болдуин, которая была няней детей художника. Источник: https://artuk.org/discover/artworks/search/actor:clausen-george-18521944/page/9#artwork-undefined
Каналы, которые просматриваю с большим удовольствием:
Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.