Люди выполняют 2 коммуникативные роли: адресант и адресат. Для поддержания интереса и динамики разговора функции должны чередоваться. Так создается баланс.
Смена ролей
Взаимопонимание соединяет мысли и эмоции людей в полноценный диалог. С помощью него участники понимают, когда следует переключиться на противоположную позицию. «Мостом» между этапами служит молчание. Переход помогает правильно понять собеседника и сформулировать мысль грамотно.
Поддержание речевой деятельности
К двухсторонней коммуникации приводит очередность. Не переиначивайте услышанные суждения и доводы, и тем более, тему, если мысль осталась не законченной. Желая высказаться по тому же вопросу, не перебивайте. Подобные поступки разрушают межличностные отношения. В лучшем случае они испортят настроение.
Собеседник и его чувства
Участники признают равенство своих и чужих психологических позиций. Чтобы показать это, они используют слова ободрения. Искренность показывает интерес к его сведениям. Это намекает на обязательное воздействие на реципиента при общении. При повествовании о планах процесс происходит неосознанно.
Коммуниканты активно исполняют и меняют функции в том случае, если тема им не скучна и знакома. Отправитель учитывает чужие интерес и не навязывает собственное видение. В теме заинтересованы 2 лица.
Специальные фразы звучат в живых разговорах и телефонных звонках. Реплики «Правда?», «И что же произошло?» просят продолжить историю до ее логического завершения. Восклицание «Точно!» не всегда отражает согласие с мнением говорящего. Выражения укрепляют диалог.
Восприятие текста
Взаимопонимание строится на ясности и достоверности. Под первой характеристикой скрывается четкое произношение и грамотно выраженная мысль. Корректность зависит от приемлемости выбранной темы.
Большое значение имеют языковые и структурные особенности речи. Вывод напрашивается после получения знаний. Для его эффективной передачи используйте короткие фразы. Учитывается длина сообщений без пауз.
Слов нет — одна невербалика
Сигналы говорят сами за себя. Отправитель считывает мимику и жесты, чтобы узнать истинное мнение слушающего о получаемых знаниях или определенной ситуации. Положительную коннотацию выражают улыбка и одобрительный кивок головой.
Обратите внимание на глаза. Особенно это касается зрительного контакта и умения «слушать глазами». Универсальность "зеркала души" мы рассмотрели в предыдущей статье.
Разговор и деловые отношения
Согласие между собеседниками строится на взаимоуважении. В деловой сфере это выражается в выполнении правил системы подчинения. Необходимо учитывать свою должность и человека, с которым Вы общаетесь.
Иерархия и личные причины
Беседы 2 равных сотрудников связан с горизонтальной субординацией. Ее вертикальная разновидность регулирует отношения между "неравными" представителями внутрипрофессиональной стратификации. Соблюдение таких инструкций влияет на дальнейшую работу и ее продуктивность.
Работники обязаны соблюдать социальную дистанцию. Она составляет от 1,2 до 2,5 м. Также это расстояние используется при нежелательной длительной беседе.
Вовлеченность коллег в беседу зависит от отношений к человеку. Навряд ли они станут адекватно относится к тому, кто нажаловался начальнику или не выполнил обещание. Здесь преградой для баланса является уже личный фактор.
Юрисдикция и этикет
Здоровайтесь с представителями других профессий, которые работают в том же здании, что и Вы. Обращение к ним зависит от корпоративной культуры компании. С юридической точки зрения действия и параязык регулируются должностными инструкциями и трудовым
Общение в профессиональной сфере подробно описано в речевом этикете. Лексика и грамматические конструкции выражают баланс между отстраненностью и заинтересованностью. Перечисленные свойства основаны на соразмерной вежливости. Уважение к сотруднику заключается в умении обходить спорные и личные темы. В ином случае он, скорее всего, не будет поддерживать связь с Вами.
Согласованная смена ролей строится за счет вербальных и невербальных знаков. Процесс зависит от служебного статуса автора и реципиента, личных и профессиональных аспектов. Взаимопонимание и уважение создают почву для полноценной коммуникации.