Саморазвитие и личностный рост – понятия, критерии, системы, оценки, препятствия и так далее. С чего начать саморазвитие – первые шаги. Все это рассматривается в данной статье.
Статья очень глубокая и по многим вопросам исчерпывающе раскрывающая перечисленные темы. Она очень сильно отличается от материалов, коими полнится Интернет. Как по охвату и глубине, так и по наглядности и точности определений.
Что такое саморазвитие?
Авторитетные источники пишут, что саморазвитие – это процесс для достижения определенной цели. J Дальше идет многабукаф, насыщающих ум пустотой. Как и с каждым сложным понятием, все знают, что это такое, но никто не может внятно объяснить. Так как меня не устраивает растиражированная софистика, придется объяснять своими словами.
Предупреждаю! В двух словах не получится. Понятие саморазвития близко к понятиям-абсолютам – Бог, человек, Вселенная, любовь и так далее.
Развитие
Что такое развитие вообще? Это изменение. Не просто случайное изменение, а изменение направленное. Чем характеризуется направленное изменение? Ростом качественных или количественных показателей процесса, а также увеличением его самоорганизации. В результате увеличения самоорганизации элементы процесса обрастают новыми внутренними связями, а количество несвязанных элементов сокращается.
Саморазвитие – осознанный процесс
Саморазвитие как процесс инициируется самостоятельно и, в отличие от большинства физических и психических процессов человека, осознанно. Неосознанное развитие в любой сфере является подражанием.
Саморазвитие = Личностный рост
Саморазвитие еще называют личностным ростом. Это понятия-синонимы. Мы будем пользоваться обоими, вкладывая одинаковый смысл.
Определение понятия саморазвития
Получается, что саморазвитие – это осознанное изменение количественных и качественных показателей личности и увеличение степени ее самоорганизации.
Качественными показателями можно считать эффективность деятельности, гибкость интеллекта, харизматичность, мотивированность на результат, способность к концентрации, креативность и тому подобные. Их невозможно измерить прямо, мы оцениваем их по косвенным признакам.
Количественные показатели измеряемы – вес, процентное отношение мышечной массы к массе тела, окружность талии или предплечья, количество подтягиваний на турнике, количество иностранных языков, которыми ты владеешь на уровне разговорной речи, количество навыков, которыми ты можешь воспользоваться в повседневной жизни, количество рублей, которые ты получаешь в месяц, и тому подобное.
Степень самоорганизации личности отражается в наличии/отсутствии внутренних конфликтов, психосоматических заболеваний, эффективности адаптации к среде.
Наша хватка, нервная устойчивость, коммуникабельность, скорость мышления, иммунитет и даже удачливость являются показателями адаптации. Плохо адаптировался – болеешь, унижен, беден, несчастен, неудачлив.
Примеры самоорганизации
Одним из примеров самоорганизации является степень устойчивости самооценки. У одних людей она полностью зависит от влияния окружающих и обстоятельств, у других частично, а у небольшого процента практически не зависит. Они при любых обстоятельствах верят в себя и свои силы.
Другим не менее ярким примером является целеустремленность. Ведь что такое целеустремленность? Это способность подчинить свое время и ресурсы в пользу какой-то идеи. Она может быть простой – похудеть, увеличить доход на 50%, отказаться от курения и так далее, или сложной – устроить революцию в стране, создать реактор термоядерного синтеза или систематизировать и улучшить технологии саморазвития.
Процесс саморазвития
Не ошибаешься, значит не делаешь.
Процесс саморазвития – это то, как ты изменяешь свои качественные и количественные показатели личности. Вбираешь знания, моделируешь и развиваешь навыки, прокачиваешь энергетику и мышцы, заостряешь и углубляешь мышление, используешь больше оперативной памяти, увеличиваешь доход, укрепляешь отношения, становишься счастливее и мудрее.
Процесс саморазвития и путь саморазвития – понятия-синонимы.
Системы саморазвития
Стратегий поведения, претендующих на звание системы саморазвития, много. К сожалению, авторы, называющие такие стратегии, как тайм-менеджмент или GTD, саморазвитием, не совсем понимают, о чем говорят. Управление расходами времени и приоритеты дел относятся к личной эффективности. Эффективность – одна из граней саморазвития, не более.
Система саморазвития должна быть комплексной и включать в себя не только эффективность в распределении временного и социальных ресурсов, но и программу развития психики и тела. На это мало кто может претендовать, кроме йоги и частично дзен. Даже путь христианской аскетики не может считаться полноценной системой саморазвития. Тело в нем рассматривается как временная и подчиненная оболочка, развитием которой можно пренебречь.
Получается, что система саморазвития у каждого идущего складывается стихийно методом проб и ошибок. Что-то полезное для себя он берет из разных источников. Чаще всего для подобающей подгонки этой эклектики нужны многие годы.
Способность к саморазвитию
К саморазвитию способен каждый, но в совершенно разной степени. Я уже говорил о том, что по строению мозга (его зон и полей) люди отличаются друг от друга больше, чем животные разных видов. Кто говорит о равенстве биологических возможностей, или не в курсе (наивность невежды), или лукавит.
Простейшие отличия видны в структуре борозд и извилин. Одинаковой нет даже у близнецов. Эта структура определяет площадь поверхности полушарий. Участки на поверхности и в глубине борозд с однородной организацией неокортекса – поля. Каждое цитоархитектоническое поле является функциональной областью. Его развитость или неразвитость напрямую связаны со способностями человека к какому-то виду деятельности.
Одним с рождения дается одна структура полей, другим другая. Развитость того или иного поля у двух случайно взятых людей может отличаться в десятки (!) раз. Ты можешь мучить ребенка скрипкой с рождения и не получить даже посредственного исполнителя. Под страхом смерти и пыток 98% людей никогда не станут вровень с Лобачевским, а 99,9% никогда не станут такими, как Тесла или да Винчи. Это невозможно в принципе.
К способности к саморазвитию надо относиться также как к одаренности. Привожу текст, над которым следует задуматься.
При изучении природы одарённости на рубеже XIX-XX вв. стало популярно опираться преимущественно на поведенческие аспекты гениальных и талантливых представителей человечества. В это время расцветали психологические теории как нормального, так и патологического состояния человеческого мозга. Достаточно упомянуть 3. Фрейда, умудрившегося превратить свою сексуальную озабоченность и врождённую невротичность в репродуктивную теорию психоанализа. Пристальные наблюдения за гениями дали обширный материал для сравнительной психологии (Освальд, 1910; Грузенберг, 1924).
С изучением саморазвития то же самое. Психологи и журналисты опираются на внешнюю сторону явления, ссылаясь на слова и поведение образцов для подражания. Незагипнотизированному кумирами человеку видна вся абсурдность подобного подхода. Тем более что образцы при близком рассмотрении оказываются далеко не тем, что о них пишут. Великие йоги на поверку умирают молодыми от болезней, а великие мыслители и учителя – от алкоголизма. Прискорбно, но факт.
Теперь о главном. Мышление – процесс энергозатратный. Тело делает все, чтобы ограничить потребление энергии мозгом. В этом биологическая причина умственной лени. Человек, ставший на путь саморазвития (подразумевающий постоянный самоанализ), раздвигает биологические рамки, выходя из зоны природной обусловленности. Это непросто и дано не каждому.
Цель саморазвития
Для того чтобы получить то, чего вы хотите от жизни, совершенно необходимо сделать первый шаг: решить, чего именно вы хотите.
Бен Стайн
Саморазвитие всегда имеет цель скрытую или явную. К явным можно отнести стремление к психологической гармонии, получение новых навыков и укрепление здоровья. Скрытые цели обыгрывают инстинкт доминантивности. Человек готов работать над собой, чтобы повысить свое место в иерархии себе подобных. Неважно, как это называется – карьерный рост, свой бизнес или творчество.
Для многих людей саморазвитие является следствием веры. Прокачивая определенные качества, например смирение и терпение, они стремятся угодить предписаниям, данным свыше, и получить награду. Если не при жизни, то после смерти тела.
Обсуждать эту область я не буду в силу многих причин. От оценок и определений тоже воздержусь. Скажу лишь одно – мы очень мало знаем о мире и самих себе. При столь ничтожном уровне знаний утверждать, как устроена Вселенная и есть ли у нее устроитель и наш творец, неблагодарное занятие. Все может оказаться совсем не так, как думают атеисты и их верующие оппоненты.
Спускаясь с небес абстрактных рассуждений в практическую плоскость, скажу следующее – не определившись с целью, ты не подберешь правильные инструменты и методы. Саморазвитие ради процесса как такового – пустая трата времени.
Технология саморазвития
Если бы люди знали, как тяжело я работал, чтобы достичь мастерства, результат не казался бы им чем-то удивительным.
Микеланджело
Технологий саморазвития всего две. Они могут иметь бесконечное количество вариаций и называться как угодно. Однако сколько ни крути, мы придем либо к поступательному движению из точки А в точку Б, либо к поиску состояния или события, враз опрокидывающему привычный ход жизни.
Следовательно, саморазвитие идет или поступательно, или вслепую в надежде нащупать кнопку, способную изменить все. Такие кнопки есть, как и технологии их поиска.
Мое мнение – второй путь ненадежен. Чаще всего он приводит к социальной деградации и остракизму. Что же касается первого пути, это всегда МПиО (метод проб и ошибок). Человек – существо многомерное, и его путь к вожделенной точке В (богатству, славе, власти, долголетию) никогда не будет отрезком прямой. Жизнь создаст более сложные траектории, и это нужно учитывать.
Программа саморазвития
Капитан, не знающий куда плыть, обречен – ни один ветер не будет попутным.
Какой-то пират
После того как определился с целью, следует наметить программу. Естественно, она будет вытекать из цели.
Программа саморазвития – это перечисление вех твоего пути к цели. Стать таким-то и таким-то, чтобы добиться того-то и того-то.
Составлять программу следует не из перечня достижений, а перечисления необходимых качеств. Потом следуют шаги по обретению или развитию этого качества и нивелирования противоположного. Дальше – конкретика по достижению измеримых результатов – веса, силы, навыков и так далее.
Чтобы прикинуть необходимые качества, надо рассмотреть уже имеющиеся. Причем не сами по себе, а в контексте твоей жизни.
Большинство людей хватаются за цели сами по себе, цели, навязанные медийными мемами. Соответственно, и программа их достижения строится по навязанным тебе законам. Подойдет ли она твоей индивидуальности? Сомнительно.
Препятствия и ловушки на пути личностного роста
Все препятствия и ловушки, которые ожидают тебя на пути саморазвития, делятся на три вида:
- Внешние обстоятельства.
- Отношение к внешним обстоятельствам.
- Образ своего «Я».
Причем первый фактор на 90% определяется вторым и третьим с учетом инерции.
Отношения к обстоятельствам
Если проблему можно решить, то не стоит о ней беспокоиться, если ее решить нельзя, то беспокоиться о ней бесполезно.
Наше отношение к событию или предмету выводится из формулы: Событие + Темперамент + Импринты + Стереотипы мышления + Мировоззрение + Сиюминутные желания.
Само событие – 1/6 этого комплекса. Поменяй любую из его составляющих, и отношение к событию изменится.
Чаще всего проблемы создают не события, а переживания, вызванные ими.
Импринты и многие стереотипы мышления по сути являются закрепленными страхами. Если не разобраться с этим бестиарием, ни о какой счастливой и эффективной жизни не может быть речи.
Образ «Я»
Образ своего «Я» (по-научному это называется Я-концепция) – понятие многомерное. В Интернете много откровенной ерунды, написанной подрабатывающей копирайтингом школоты. Читать ее, как и советские газеты, вредно для пищеварения.
Если изложить по сути, получается следующее.
Я-концепция держится на 3 китах:
- Я как Я;
- Я как Другой;
- Я как Мы.
Я как Я
Первый пункт наиболее прост и оттого совершенно загадочен и непонятен. Гражданам, далеким от философии и духовных практик (которые все без исключения занимаются коррекцией самоидентификации), даже в голову не придет, насколько все запущенно.
Люди до умопомрачения боятся копать в этом направлении и придумали сотни ментальных конструкций, отгораживающих ум от вопросов о своей природе. На моих глазах очень уравновешенные дяди с тремя дипломами впадали в истерику от определенных образом построенных вопросов.
Хождение ума по кругу хорошо описал Пелевин в серии своих книг. Его герои на вопрос «Кто ты?» начинали бессмысленное перечисление условных атрибутов. Уверен, что и ты, читатель, задав себе этот вопрос, повторишь их путь или, скорее, отмахнешься. Защита самотождественности сильнее танковой. Она забирает огромное количество ментальной энергии, а мы этого даже не замечаем. Она же прижимает нас к земле. Сказать по секрету, все сидхи (или по-другому – дары духа) – это освобожденная от брони самотождественности энергия.
Все йоги, даосы, маги и так далее годами мягко и под чутким руководством ломают эту защиту. На этом замолкаю. Мне дорог твой разум, поэтому никаких упражнений и хаков не будет. Чревато. Работа с первым китом Я-концепции начинается после проработки всего остального. Это вершина личностного роста и нельзя перепрыгивать ступени, ведущие в небо. Тем более что я сам невысоко забрался, чтобы посягать на такое.
Я как Другой
Этот кит ответственен за сравнения и описание. Кастанеда, наверное, назвал бы его Тональ, а йоги – Майя.
Я тот, кто. Я такой. Я имею. У меня есть. Все ответы на вопрос «кто я?».
Этот модуль психики строится стихийно. Все, кем ты себя считаешь, лишь возможность. Одна из очень многих. Саморазвитие в основном и занимается этим модулем и телом.
Все эти внутренние карты НЛП, все эти навороты экзистенциальных психологов и прочее являются играми с этим модулем.
Наше описание самого себя неполное и противоречивое. Родители, школа, книги и фильмы приложили свою руку, не заботясь о том, что нам потом со всем этим делать. Все методы очищения сознания, программирования на успех, кодирования и декодирования работают с самоидентификацией «Я как Другой».
Я как Мы
Наверное, для большинства моих читателей станет откровением, что наше сознание неоднородно. Единое «Я» – лишь плод воображения человека, не склонного к анализу. Наше сознание – это комплекс виртуальных субъектов и объектов. От ролей в детских мечтах и играх до социальных.
Виртуальные объекты, которым мы подражаем или за которыми прячемся, никуда потом не уходят. Они создают многообразие нашего «Я».
От этих объектов зависит, кого мы встречаем реальной жизни и мимо кого проходим не оглядываясь. Настройка «Я как Мы» может полностью поменять твою социальную реальность.
Этот модуль психики имеет дело со знаковыми системами или языком в широком смысле слова. О связи сознания и языка много говорят. Некоторые утверждают даже, что именно язык создает нашу реальность. Вполне возможно, что так оно и есть, по крайней мере, неочевидная для обывателя прямая связь есть.
В модуле «Я как Мы» закрепляется наше мировоззрение. Этика, гражданская позиция и патриотизм или космополитизм корнями оттуда. Как и способность глобального целеполагания, мифотворчества и харизматичность.
Если ты желаешь стать великим лидером, при этом не имея к этому никаких оснований, поработай с этим модулем. У Адольфа после нищеты и отравления хлорпикрином на фронте или у экзальтированной Жанны было не больше шансов, чем у тебя.
Резюме
Анализ своей Я-концепции и последующая ее коррекция – ключ и в какой-то мере смысл саморазвития. Все психологические аспекты личностного роста – это проработка образа своего «Я».
Все препятствия и ловушки на пути личностного роста вытекают из незнания своей Я-концепции и неумения менять ее составляющие. Предлагаемые методики самопомощи затрагивают узкие области Я-концепции без учета их прямых и обратных связей с целым. Отсутствует глобальное видение предмета. Оно подменяется линейной стратегией движения к неким сугубо количественным целям.
Общество потребления создало рынок психологических услуг и самопомощи. К сожалению, его продукция мало кому помогает по причине ее неправильного применения. Какие инструменты тебе ни дай, миража, созданного рекламными роликами (продукцию Голливуда надо воспринимать в этом ключе), ты не достигнешь.
С чего начать саморазвитие?
Не буду теоретизировать, сразу даю эффективный инструмент.
Задание «Мое время»
1
Для начала выпиши, куда и как уходит твое время – каждый день. Думаю, 2-3 дней отслеживания хватит. Если память хорошая и ты честен перед собой, а дела повторяются, ты прямо сейчас набросаешь список.
Вот образец:
Голубым цветом окрашена область повторяющихся дел в одно и то же время – работа.
Зеленым – повторяющихся примерно в одно время, но с перерывами.
Желтых – просто повторяющихся, но в разное время.
Серый – бытовая текучка.
Красным – твое свободное время. То, которое можно потратить на саморазвитие и обустройство личной жизни по указанным тобой направлениям.
2
Ответь честно на вопросы:
- Куда уходит «красное» время?
- Почему так получается?
- Что я могу сделать?
3
Выпиши все шаги, которые вы в состоянии сделать, чтобы использовать это время плодотворно.
- Первый шаг.
- Второй шаг.
- Третий шаг.
4
Ответь честно – ты действительно справишься с этим?
5
Если да, ставь в планировщик, клей стикеры на холодильник, делай напоминалки и прочее.
Выбери одно
Прекрати брать воду из разных источников. Сейчас ты читаешь мой сайт, потом другой, закусываешь книгами и смотришь видео. Ты говоришь себе: «Мне нужно больше разносторонней качественной информации». Конечно нужно! Только знаешь для чего? Чтобы ничего не делать.
Хочешь изменить ситуацию и самого себя – выбери одно.
Любое. Но проработай это от а до я.
Не просто читай и ставь галочку – делай. Дали упражнение – делай. Дали совет – попробуй применить.
Синдром Сикорского
Есть такое заболевание – поточное сознание. Оно связано с нарушением оперативной памяти. Не углубляясь в науку, это когда ты, начав одно дело, отвлекаешься и, забыв о первом, занимаешься другим.
Один из интересных людей нашего времени Георгий Ефимов назвал синдром Сикорского бытовым маразмом. Скорее всего, он открыл его для себя самостоятельно, так как о Сикорском не упомянул. Приведу примеры БМ, данные Ефимовым дословно:
● Пошел в ванную за расческой, увидел кран – помыл руки и ушел.
● Забыла дома сумочку, вернулась – зазвонил телефон, поговорила и ушла без сумочки.
● Шел в другую комнату, по дороге перекинулся с близкими парой слов – забыл, зачем шел.
● Рассказывал историю, после прерывания не помню, о чем рассказывал.
● Посмотрела фильм, через час не могу вспомнить ни сюжета, ни названия.
Ефимов предложил отслеживать проявления бытового маразма и записывать их. Присоединяюсь к предложению и расскажу о факторах, провоцирующих синдром Сикорского. Самых сильных 2 – телевизор и социальные сети. Постоянное избегание рекламы провоцирует щелканье каналов и перескоки внимания. В Интернете с открытыми страницами социальных сетей еще хуже – взглянуть то, пробежать это, лайкнуть, расшарить, ответить и так далее.
Уверен, что синдром Сикорского прививают так же, как потребительское сознание и многие другие вещи. Если возьмешь на себя труд познакомиться со статистическим массивом, собранном психологами и социологами США за 50 лет, увидишь интересные и пугающие закономерности. Все, что обкатано у них, становится потом всеобщим достоянием.
Зачем я об этом заговорил? А затем, что путь личностного роста начинается если не с обрыва, то с удлинения тех ниточек, за которые тебя (меня и всех вообще) подвесили. На этом круглюсь.
Материал полезен? Не теряй информацию, сохрани и подпишись на канал.