В этой статье мы разберемся, что представляет собой брендбук, как разрабатывается и зачем вообще нужен.
Что такое брендбук
Брендбук представляет собой полноценный документ, чаще всего оформленный в виде брошюры, журнала или буклета. В нем детально описан бренд – от философии компании до размеров ее логотипа. Сам термин дословно переводится как «книга бренда» (от английского brand book), а нужен он любой компании, чтобы сотрудники и заказчики могли идентифицировать визуальный стиль.
Разработкой брендбука, как правило, занимается отдельная организация – брендинговое агентство. В состав такой компании входит большое число разных специалистов – маркетологов, стратегов, арт-менеджеров, копирайтеров и дизайнеров. Их основная цель – проработать имидж, бренд-стратегию и визуальные коммуникации. В итоговом варианте получается полноценный документ в цифровой и/или печатной версии.
Что входит в брендбук?
Составляющая брендбука может сильно разниться в зависимости от компании. Например, у крупной компании, которая работает в нескольких странах, размер документа может достигать сотни страниц, а маленькой компании хватит и десяти. Главное, чтобы брендбук передавал основную идею бренда и показывал специфику фирменного стиля.
Вот основные составляющие любого брендбука:
- Описание позиционирования компании. На такой странице или страницах должна быть информация о миссии организации, ее ценностях, УТП и так далее.
- Подробное описание целевой аудитории. Кто, зачем и почему приходит в компанию и взаимодействует с ней.
- Значение бренда. Почему было выбрано такое название, что оно представляет собой. Здесь же может быть описан слоган, если таковой имеется.
- Фирменный знак, логотип в разных вариантах. В таком разделе происходит презентация логотипа, а также указываются его охранное поле – расстояние, соблюдаемое между логотипом и дизайнерскими элементами.
- Фирменные цвета и шрифты. Здесь прописываются все шрифты, их размеры, а также вариации цветов.
- Дополнительная графика. Если у бренда есть паттерны, текстуры, иллюстрации, иконографика и прочее, то об этом также следует рассказать.
- Примеры оформления. В этом разделе следует показать, как оформление баннеров будет выглядеть в различных вариациях, например, на белом и черном фоне.
Дополнительно в брендбук может быть добавлена информация об истории компании, ее особенностях, стандартах и прочем. В совокупности брендбук представляет собой описание всего фирменного стиля организации.
Зачем брендбук нужен компании?
Первое, что делает брендбук – презентует компанию. Согласитесь, познакомиться таким образом с интересующей компанией будет как минимум приятно, особенно если все оформлено на высшем уровне.
В других случаях брендбук играет особую роль для тех, кто будет работать с фирменным стилем компании. Он пригодится штатным сотрудникам организации, фрилансерам, партнерам, рекламным и дизайн-студиям, в которые компания будет обращаться в дальнейшем.
Из основных функций брендбука стоит отметить:
- Поддержание единого образа компании. Миссия и ценности бренда, детально описанные в брендбуке, отражаются во всех аспектах коммуникации с аудиторией.
- Знакомство новых сотрудников с брендом. Это будет полезно, чтобы быстро рассказать об особенностях компании. С брендбуком не потребуется несколько раз объяснять требования каждому сотруднику.
- Правильное использование фирменного стиля и помощь в быстром оформлении любых дизайн-макетов. Четкие инструкции помогут сотрудникам соблюдать фирменный стиль.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что брендбук – основной помощник в поддержке единства фирменного стиля компании.
Как использовать брендбук?
Брендбук компании следует постоянно использовать всем сотрудникам. Он может быть полезен, когда придумывается новый текст для рекламных кампаний либо нужно проконсультировать клиентов, сделать дизайн баннера или сайта.
Также должен быть ответственный за брендбук. В идеале нужно, чтобы это был тот сотрудник, который тесно взаимодействовал с брендбуком во время его разработки. Этот же специалист должен регулярно проводить собрания для обсуждения фирменного документа и контроля соблюдения всех правил.
Брендбук – это как человек, который регулярно меняется. Если вы планируете сделать брендбук и забыть про него, то лучше вовсе не браться за это дело. А если вы все-таки собираетесь создать этот документ, то в последующем старайтесь пересматривать его каждый год. Помните, что правила использования фирменного стиля должны находиться в одном ключе с текущими целями и ценностями вашей компании.
Что входит в разработку брендбука
Конкретных шагов по построению брендбука не существует, все зависит от ТЗ, которое было составлено вместе с заказчиком. Однако есть основные этапы – это исследование, поиск смысловых акцентов, разработка фирменного стиля и верстка брендбука. Давайте рассмотрим каждый этап подробнее.
Исследование
На этом этапе выполняются следующие работы:
- анализ рынка и выявление свободных ниш;
- выявление конкурентов;
- анализ целевой аудитории клиента;
- определение трендов, по которым развивается индустрия.
Поиск смысловых акцентов
Следующим шагом прорабатывается платформа бренда и создается стратегия продвижения. Чтобы коммуникация с клиентами была наиболее эффективной, следует создать единый образ бренда с понятными ценностями, которые будут транслироваться по разным каналам, начиная с рекламы и заканчивая общением консультантов в точках продажи.
Разработка фирменного стиля
На этом этапе начинается разработка визуальных элементов, отражающих всю суть бренда. Характер графики должен соответствовать ценностям бренда и вкусам целевой аудитории, поэтому над визуальной идентификацией компании совместно работают маркетологи и дизайнеры. Аналогичным образом прорабатывается фирменный шрифт, цвет, а также иллюстрации, если они необходимы – все эти элементы нужны для узнаваемости бренда.
Верстка бренда
Финальный этап, на котором все страницы собираются воедино и отправляются в типографию. При необходимости брендбук может быть продублирован в цифровом формате, если этого требует заказчик.
Примеры брендбуков
Что представляет собой красиво оформленный документ для компании? Мы подобрали несколько удачных примеров, которые можно изучать часами.
Заключение
Брендбук – это один из главных документов любой компании, благодаря которой можно визуализировать бренд в едином стиле на всех площадках и по всему миру. Каждая крупная компания должна иметь личный брендбук и придерживаться его правил.