Наверное, желание соревноваться лежит глубоко в психологии человека. Кто быстрее пробежит, проплывёт, кто дальше кинет копьё или ядро – с этими видами соревнований всё понятно. Но когда, например, появились технические виды спорта – там, где помимо человека, задействован «посредник», - результат «кто-кого» становится более условным. Причём, если этот «посредник» - гоночная машина, - то роль его, посредника, в конечном раскладе становится равна роли самого гонщика. Или уж, по крайней мере, приближается к ней по значимости.
Эти рассуждения – маленькое вступление перед фразой «самый лучший в мире кусочек музыки». Именно такую формулировку я на днях увидел, просматривая новости с «муз-полей». Это я к тому, что важно знать – как этот кусочек музыки будет рассматриваться? То ли как последовательность нот, или же как последовательность звуков? То есть, это ноты - на чём ни сыграй или каким голосом ни спой, – которые уникальны по своей мелодике? Или же это какой-то волшебный звук, например, что-то типа пан-флейты, на которой даже если выдуть одну ноту, то получается божественно…
Примерно такие рассуждения в долю секунды пролетели у меня в голове, когда я увидел текст: «Дэйв Грол (Dave Grohl) сказал, что это лучший в мире кусочек музыки, когда-либо существовавший на свете». Речь при этом шла не о какой-то общеизвестной классике, а о песне!
Дэйва Грола сейчас везде «много» – он комментирует любые события, коллаборирует с самыми разными артистами, запускает именные «линейки» музыкальных инструментов.
Так что высказыванию про чью-то песню он, надо думать, не придавал большого значения. Но любопытство эта формулировка у меня спровоцировала: «Это какая же такая “самая-самая” музыка?». Тем более Грол в своём интервью сослался на годы юности, когда музыкальную информацию будущий фронтмен Foo Fighters получал, в основном, из автомобильного радио. «Музыкой, которая действительно заходила мне под кожу, была музыка из AM-радио в машине», - именно так сформулировал ситуацию Грол. – «Это была середина 70-х, так что мы говорим в первую очередь об Эндрю Голде (Andrew Gold), Фиби Сноу (Phoebe Snow), Хелен Редди (Helen Reddy), Карли Саймон (Carly Simon) и группе 10cc. Кто-то может назвать чушью эту музыку сегодня, но для меня эти песни были предметом восхищения!».
Далее Грол продолжил: «Есть что-то особенное в той эпохе музыки. Обратите внимание - вокруг были невероятно одаренные авторы, которые ещё и действительно умели играть и петь. Например, Эндрю Голд».
Ну а теперь самое главное. Вот как выглядит «самая-самая» песня по версии Грола: «Клянусь вам, песня Эндрю “Never Let Her Slip Away” («Не позволь ей ускользнуть - никогда») – это настоящий шедевр! Песня не пользовалась большим успехом в Америке, но это самая красивая музыка из когда-либо написанных».
Вот тайна и раскрылась! Именно эту песню Грол имел в виду, когда говорил о «самом лучшем куске музыки». «Возможно, эта песня не стала большим хитом в Америке», - далее рассуждал Грол. – «Вообще-то, она достигла там лишь 67 позиции в чартах, но в Великобритании она стала пятой! Я вырос, слушая, как мой папа пел эту песню, когда мыл посуду. Тут ещё прибавляется особая “литература” – в тексте много личных коллизий». Что тут скажешь – все эмоции сложились воедино и дали кумулятивный эффект – песня глубоко запала в душу подростка. Так бы и сказал! И никаких вопросов про музыку не было бы – легло на сердце, вот и все дела! Но в дальнейших комментариях Грол всё же попытался разъяснить свою обязывающую ко многому формулировку. «Звук клавишных паршивый, это уже давно не круто, но звучит при этом очень даже мелодично – значит, ноты правильные», - прокомментировал он звучание песни. – «И это, наверное, одна из самых мелодически сложных песен, которые я когда-либо слышал за всю свою жизнь. Вы должны её услышать! Это взорвет ваш мозг!».
Готовы ко взрыву?
И как вам взрыв? Песня симпатичная, спору нет, но вот насчёт «мелодической сложности» – тут есть с чем поспорить. А уж про вступление я и не говорю… Видать, у Грола как-то всё с этой песней по-особому сложилось.
Напоследок лидер Foo Fighters признался, что у него есть заветная мечта - сделать кавер на этот «супер-шедевр 1978 года». «Мы собираемся рассказать заново эту историю – пусть все прислушаются к словам», - подчеркнул Грол. – «Хочу, чтобы все её знали. Она солнечная, она звучит как гимн. А мы постараемся сохранить ту воздушную атмосферу, которой так выделяется оригинал. Ведь эта песня просто наполняет вас своей всепоглощающей жизнерадостностью!».
Вот оно, субъективное восприятие музыки: ясное дело, не только нотами определяется воздействие…
Тут есть что обсудить! Обязательно сделаем это в пятницу на МАЯКе.