Найти тему
Записки Турагента

Что делать, если тур не состоялся?!

Всем привет, я Александр - турагент с более чем 10-летним стажем!
Делюсь новостями, опытом, мнением и другой информацией в сфере, в которой разбираюсь! Жду тебя в подписчиках...

События последних месяцев требуют внести ясность по вопросам аннулированных туров. Но давайте разложим все по полкам:
1. "Пандемийные" туры
Есть еще туристы, которые с началом пандемии в марте 2020 года, не смогли ни вернуть деньги обратно, ни воспользоваться этими деньгами, для оплаты путешествия.
Постановление от 20 июля 2020 года №1073 позволило туроператорам получить отсрочку по возврату денег туристам по несостоявшимся турам до конца 2021 года, а также предложить взамен, хоть и не сразу, альтернативные варианты отпуска. Именно этот не очень, мягко говоря, популярный шаг уберег крупные туроператорские холдинги России от банкротства, а заменой тура по разным оценкам воспользовались от 75% до 85% туристов. Сейчас данное постановление продлено до конца 2022 года, оно касается только туров забронированных до начала пандемии, и стран закрытых для российских туристов.
К слову, у нас таких туров не осталось, в 90% случаев, был предложен альтернативный вариант, туристы воспользовались заменой тура.

2. Туры, забронированные и не состоявшиеся из-за событий в Украине
Здесь ситуация иная и с не очень понятными последствиями. Официально туроператоры не имеют права удерживать деньги туристов на депозитах, но это де-юре, а де-факто складывается ситуация, что ни один туроператор деньги не возвращает, а предлагает перебронировать на другие направления, даты, авиакомпании и т.д.
Происходит это из-за введённого
моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов. Это значит, что даже в случае выигрыша туристом суда, взыскать деньги с туроператором сейчас не получится. Другая же сторона медали в том, что и туроператор не может объявить себя банкротом. Мораторий по сути вводится для того, что бы компании, которых затронула сложившаяся ситуация, смогли наладить дела, переориентироваться, решить свои проблемы без применения крайних мер.
Важно заметить, что несмотря на мораторий, крупные туроператоры ведут активную деятельность по замене несостоявшихся туров. Такие компании как Coral Travel, Sunmar, Pegast Turistik, Anex Tour и другие активно предлагают туристам замены на другие направления, даты и авиакомпании. Но в данной ситуации особое удивление вызывает всегда лояльный клиентам Anex Tour, у которого действуют самые жесткие правила на перенос туров, зачастую перенести просто невозможно. Я думаю, что ситуация временная и как только у компании появится возможность это сделать, мы сразу увидим более лояльные предложения.

Еще одним важным моментом, который обсуждается всем туристическим сообществом, является возможная судебная практика не в пользу туриста.
А именно, в случае, если турист все-таки решает подавать в суд на туристическую компанию, судья может признать ситуацию форс-мажором. В таком случае, если и можно будет рассчитывать на возврат, то только суммы за минусом фактически понесенных расходов, размер которых может достигать всей суммы. Так утверждают ряд юристов, специализирующихся на туристической отрасли. Прецедента решения суда я пока не нашел, возможно они появятся в скором будущем.

P/S
Что делать в итоге туристам попавшим в данную ситуацию?
Мое мнение остается таким же, как и было в начале пандемии и в сложившейся сейчас ситуации: я рекомендую всем туристам переносить деньги, оказавшиеся на депозитах у туроператоров на другие возможные туры, благо таких возможностей с каждым днем становится все больше. Да это не справедливо, и мы агенты, так же как и туристы тратим массу времени, сил и нервов на все эти переносы, переброни, заявления, подтверждения и т.д.; но взглянув, с другой стороны, лучше поступить именно так, чем позже столкнуться с банкротством туроператора и невозможностью вообще что-либо вернуть! Здесь как в поговорке - из двух зол, лучше выбрать меньшее.

Есть вопросы, пишите в комментарии

Контакты в профиле