Найти тему
Алена Жигалова

Основания осознанности

Врач пытается ощутить действие внутри живых тканей и найти точку покоя, из которой структура стресса проявляет свои симптомы. Он должен установить точку покоя, с помощью которой осознавать точку покоя внутри тканей. 

-Бекер (1963, стр. 39). 

В краниальной остеопатии часто говорится, что Первичная Дыхательная Система содержит врожденный план лечения (Becker, 1997). Чтобы этот план проявился, требуется глубокое слушание, тихое и внимательное отношение, умение терапевта быть спокойным. Терапевт замедляет свое тело и сознание прежде, чем прибудет клиент. Клиент приходит и проявляет себя в плане симптомов и боли. Биодинамические краниосакральные терапевты должны помнить, что участки и процессы в теле клиента, где наблюдается недостаток здоровья, тем не менее способны выражать внутренне присущее им здоровье (Becker, 1994b). Однако Дыхание Жизни делает свою работу. Оно кроется не в боли и страдании. Мы связываемся с неизменной частью самих себя и клиента. 

Правила, по которым я провожу ритуал, называемый биодинамической краниоеакральной терапией, даются мне Первичной Дыхательной Системой пациента. Эти правила четкие, и я их придерживаюсь. Я углубляю свое восприятие клиента и одновременно вслушиваюсь в эту глубину в самом себе. Мне может понадобиться отследить или снизить давление костей и мембран в некоторых повреждениях, сделать невербальные внушения системе клиента, вступив с ней в диалог. Большую часть времени я провожу, внимательно прислушиваясь к здоровью, которое говорит через приливы. 

Функция осознанности начинается с саморефлексии. Могу ли я сблизиться с клиентом, ничего не желая и не ожидая от него? Могу ли я освободиться от ожиданий и суждений и опуститься в спокойное место? В таком действии нет каких-то целей или концептуальных идей. Иначе говоря, здесь нет укрепления самооценки (эго). Это практика непривязанности. В любой культуре, придающей значение активному исправлению клиента, к практике осознанности могут отнестись с подозрением. 

Однако отношение внимательной осознанности способно сформировать богатый, глубокий контакт с реальностью (O'Neill, 1995). Это основа для реальности. 

Осознанность нашей внутренней жизни стоит на четырех основаниях. 

Первое основание - это телесные ощущения, Я открыт своим телесным ощущениям. Такой контакт позволяет их внутренней силе говорить со мной напрямую. Обращая на нее внимание, я развиваю дружелюбие по отношению к собственной физической природе и ее трудностям, а значит, и к трудностям клиента. Телесная осознанность означает погружение в ощущения и дыхание обоих тел. Так рождается осознанность моей связи с целым. Телесная осознанность постоянно сдвигается и может начать стабилизироваться, если я поддерживаю внутреннее пассивное отношение. Я успокаиваюсь физически. Тело в спокойствии стремится к тому, чтобы в нем остаться. Находясь с клиентом в спокойствии, я становлюсь восприимчивым и к своему телу, и к телу клиента. Тогда сознание начинает покоиться в теле. 

Второе основание внимательности - контакт. Это ощущение прикосновения и ухода. Я касаюсь основного состояния своего ума, ощущаю в теле энергию и плавно отпускаю ее. Это называется актом осознанности. Я осознанно наблюдаю за своим внутренним опытом. Иногда это называют абстрактным наблюдателем, свидетелем или поддержкой взрослой осознанности. Как бы это ни называлось, я стараюсь порождать осознанность, следя за опытом без ожиданий и мягко отпуская его без каких-либо суждений. Я возвращаюсь к дыханию, или ориентируюсь на окружающее пространство, или прислушиваюсь к телесным ощущениям. Никакая мысль, идея, концепция, убеждение, восприятие, духовное прозрение или порнографический образ не является значительным или незначительным, чтобы я обратил на него особое внимание. Всё это - мысли, и ко всем ним следует осознанно относиться как к равным друг другу. 

Прикосновение и уход - это навык осознанности. Я молча и быстро признаю отвлечения и состояние своего ума. Я касаюсь его, а потом бросаю - ухожу. Я возвращаюсь к средней линии, основывая свое сознание на ощущении собственного дыхания; мое дыхание покоится на ощущениях тела, а тело входит в контакт со стулом, на котором я сижу. Я регулярно касаюсь и отпускаю. Это практика достижения согласованности и менее невротический способ жизни. Такое называют покоящимся в непривязанности умом. Осознанность обращает внимание на ежесекундный телесный опыт, как мой, так и клиента, и на пребывание обоих нас в комнате лечения. Я обращаю внимание на внутренние напряжения и желания, свои и клиента. Я учусь чувствовать их, пробую, а затем отпускаю, Связываясь со своим дыханием. Иначе в моем сознании начнется борьба и возникнет путаница. Прибывает "полиция мысли" и пытается взять под контроль мой внутренний опыт. 

На этом уровне осознанности очень важно усилие. Усилие прилагается не к мельчайшим ментальным капризам, таким, как фантазии или проекции. Усилие требует Силы. Нет такой мысли, которую я не мог бы отпустить. Именно на это я направляю свою Силу в теле и сознании - чтобы стабилизировать облегченный ум (см. главу 23). Облегченный ум - это ум запутанный, торопящийся или фиксированный на том, что только что произошло, или что он хотел бы, чтобы произошло. Мне следует от чего-то избавиться, и я приношу в жертву свою двойственность, обращая внимание на настоящее. Я плавно работаю над тем, чтобы не позволить сознанию навязчиво отвлекаться размышлениями о прошлом или будущем. Такая осознанность приносит ясность пребывания в настоящем через сосредоточенность на дыхании. Я обретаю возможность взглянуть на собственную внутреннюю драму. 

Третье основание осознанности - закрепленность. Этот уровень осознанности - умение распознавать, как медленно или резко сдвигаются и меняются состояния ума. Сейчас я мечтаю, а сейчас безо всяких усилий возвращаюсь назад, в настоящее. Это качество называют опытом осознанности. Здесь нет внутреннего свидетеля. Пробуждение возникает естественным путем. Это пробуждение не концептуально, не скоротечно, не направленно. Мое тело и душа интуитивно ориентированы на спокойствие и тишину. Суть спокойствия лишена наблюдателя. Это прямой опыт. Это часть программы моего сознания по естественному возвращению к тому, чтобы быть закрепленным и пребывать в настоящем, без всяких техник. Но я забываю об этой врожденной способности, а потому здесь требуется регулярная практика. Я просто сохраняю свое внимание на пространстве внутри и вокруг тела, в том числе и направляя его наружу, в природу. 

Я пытаюсь осознавать свои ментальные погружения в прошлое и будущее. Внимательная осознанность уводит меня от ноющей тяги к одержимости своими мыслями. Я постоянно думаю. Подсчитано, что у взрослых в течение дня возникает 50 тысяч мыслей! Тип осознанного внимания, о котором я говорю - простое самосознание и внутренний наблюдатель без целей и задач. Закрепившись, я внезапно возвращаюсь из своего ментального путешествия и удерживаю внимание, словно меня окружает облако или сон, однако в центре этого существует мое дышащее тело. Когда я касаюсь клиента, моим неврозом может оказаться фантазия или грядущий обед. Важно то, что я закрепляюсь в дыхании и ощущаю тело, естественно и свободно сидя на стуле. Наше сознание обладает сложной программой, позволяющей нам пребывать в настоящем, но в культуре скоростей и перегрузок это забытое искусство. 

Четвертое основание осознанности - присутствие. Оно вбирает в себя внимание, ясность и простор. Оно означает замедление всего жизненного процесса и последовательное переживание каждой его части, одну за другой. Это то, что один остеопат назвал метапаузой. Я сосредотачиваюсь на спокойствии и тишине, выносящихся на передний план моего опыта и опыта моего клиента. Осознанное внимание включает в себя безыдейную ясность: осознанность - это и действие, и опыт. Действие и опыт возникают одновременно. Осознанность просторная, открытая, ясная, резкая почти до раздражения. Я практикую осознанность как навык и узнаю ее, когда она возникает естественным путем. Я слежу за тем, как сознание и тело ежесекундно создаются в процессе взаимного натяжения. Сперва я вдыхаю, затем выдыхаю. 

Наконец, присутствие включает в себя ясное видение простых движений сознания. Я - свидетель собственного внутреннего опыта, кадр за кадром. Осознанность ума замедляет ментальные прыжки туда-сюда. Я приглашаю в свою жизнь спокойствие. Я жду, когда оно выйдет на передний план моего внутреннего телесного и психического бытия. По мере углубления в динамическую последовательность событий возникает стабилизация. Я напрямую и последовательно соотношу себя с опытом. Это очень личное, индивидуальное и прямое переживание (Trungpa, 1991). Оно требует спокойствия, углубления и невозмутимости. Как я сказал, осознанное внимание одновременно и действие, и опыт. Я совершаю эту практику без выводов или мотивации к личным достижениям. 

Осознанность - главное ощущение в практике биодинамической краниоеакральной терапии. Я стараюсь поместить свое сознание и тело на эти четыре основания. Это контрольные точки здоровья и исцеления. Суть здесь в слежении за приходящими телесными ощущениями и мыслями, их ясное восприятие и избавление от них (жертва). Именно так создается пространство для возникновения целительного процесса. Даже если я работаю с клиентом в биомеханической технике, то делаю это быстро и возвращаюсь к ясному, просторному характеру Дыхания Жизни. Оно простирается отсюда до самого горизонта. 

Я тщательно слежу за своим внутренним опытом, как швейцарский часовщик - за своими часами. Я обращаю внимание на опыт чувствования, понимания и воображения. Это создает резонанс между клиентом и мной. Я пробуждаю внутреннюю целительную систему клиента терпением и дисциплиной, уважением и почтением, молитвой и созерцательным отношением. Так возникает пространство для появления здоровья и начала изменений по мере постепенного раскрытия плана врожденного исцеления. Ему можно доверять. Это безопасное и священное место. 

Майкл Ши