Художник в широком смысле — это творец! Творить можно много, в разных техниках и направлениях. Но всегда создавать что-то новое и интересное. И абсолютно не обязательно останавливать свой выбор на каком-то одном материале.
Например, основательница Kalacheva School, художник Вероника Калачёва, много лет работала акварелью, но это не единственный материал в её арсенале! В программе Школы есть курс «Азы керамики», где Вероника доступным языком рассказывает всё самое важное и нужное для новичков в керамике.
О том, как переключить внимание с привычного материала на новый и почему нельзя останавливаться в творческом поиске, рассказывает Вероника Калачёва >>>
Новое — это хорошо забытое старое
Первое мое знакомство с керамикой состоялось, когда я ещё училась в 10-11 классе: я училась в реставрационном классе. У нас были разные и очень интересные предметы: история русской и западной архитектуры, история религии, а ещё были мастерские, одна из которых была по классу керамики. Там я делала какие-то милые поделки, которые могла подарить своим родственникам и даже что-то из посуды (папе я пепельницу сделала).
В тот момент в работе с глиной меня привлекало ощущение смысла в итоговом произведении. Что вот действительно вещь, которую ты сделал руками и она функциональная: из нее можно пить чай, есть и полноценно пользоваться. Это не детские поделки, которые родители поставят на холодильник и через какое-то время уберут.
Сейчас я вернулась к керамике во время обучения в свободных мастерских в Школе современного искусства при музее ММОМа. Основная идея, которую я вынесла в тот момент: что художник это не тот, кто только стоит за мольбертом поправляя берет и весь перепачкан красками. Художник - это тот человек, который свободно мыслит, широко используя разные способы и средства, чтобы передать свои идеи, мысли, чувства. И для это можно использовать все, что угодно, хоть акварель, хоть глину.
Тогда я сделала проект из серии керамических тарелок. Это была инсталляция, где в уютном пространстве с торшером, окутывающим теплым светом, был накрыт стол, на котором лежали тарелки с надписями. Это были слова, которые относят нас в наше детство.
Создавая этот проект, я вдруг вспомнила, что с самого детства я любила разные материалы и вообще всё творчество. В какой-то момент я дала себе разрешение заниматься всем чем угодно. До этого была установка (неизвестно откуда взятая), каким должен быть художник, что он должен делать, для того, чтобы называться "художником".
Сейчас, к счастью, все эти границы в моей голове стерты, и мне, кажется, что настоящий художник — это тот, кто себя чувствует художником и может выражать себя вообще как угодно, это очень обширное понятие!
Простые вещи
Я обожаю делать простые элементарные чашки. Для меня это простой и легкий способ сделать то, что имеет законченный вид, функционал и может искренне эмоционально радовать.
Для меня огромное удовольствие взять новую чашку, на которой я, например, экспериментировала наслоение разных глазурей и добивалась спецэффектов. Налить в неё чай или кофе, сесть на террасе и попить из неё самый вкусный а свете чай. Это своеобразный ритуал, просто обожаю, мне это дает силы и заряжает. Хотя, это всего лишь чашка, банальный способ начать что-то делать из глины. И если я ловлю кайф от того, что я делаю чашки и пью из них чай, осознавая, что это дело моих рук, то почему бы и нет?!
Ещё люблю делать вазы. Для меня это интерьерные, более взрослые вещи, то к чему я стремлюсь. Надеюсь, что я дорасту до скульптур, для меня это очень интересные объекты для самовыражения. Но пока я стараюсь практиковать на малых формах, потому что я еще вижу большое поле для экспериментов, еще много вопросов внутри.
Время эксперимента
Я за эксперименты в керамике! Большую часть моей работы занимает производство пробников, на которых я смотрю сочетание глазурей с глиной. Горизонтальные пробники превращаются в вертикальные, чтобы было понятно, какая потёчность у этих глазурей.
Глазурь — это очень интересный мир. Глазурь вообще можно изучать бесконечно долго. Во время экспериментов с глазурью ты понимаешь, что вообще нет никаких рамок: можно замешивать что угодно с чем угодно.
Можно использовать помимо традиционных материалов из магазина, карандаш сангина, который содержит железо, а значит оставляет след, даже после обжига. Можно использовать ржавчину, золу разных деревьев - поле для экспериментов просто бесконечное!
Практическая магия
Очень много времени я посвящаю смешению глазурей и выявлению того, какие дают эффекты совмещенные глазури. Дело в том, что глазурь — это не просто какой-то определенный цвет, который становится в итоге глянцевым (как может подумать обыватель). У каждой глазури есть свой химический состав и, по сути, эти баночки с порошками или с кистевыми растворами содержат большую часть таблицы Менделеева. Поэтому чувствуешь себя немного химиком, когда все это смешиваешь и смотришь на результат.
Наверное, во мне говорит живописец, который пытается добиться каких-то плавных переходов, диковиной потёчности или интересной фактуры.
В общем меня эта тема сейчас очень увлекает, хотя я знаю, что есть художники-керамисты, которые вообще не касаются глазури, они работают просто с ангобами, которые более предсказуемые, понятные, где нанес, там и остается. А меня глазурная тема совсем не отпускает, мне удивительно интересно наблюдать за тем, что происходит.
Всему своё время
Я за эксперименты! Но важно всегда помнить, что керамика учит терпению. Не получается экспериментировать быстро и лихо и угадывать с первого раза. По началу я была немного разочарована: ожидала одно, а получалось другое. Теперь я понимаю, что в керамике вообще — это нормально. И не зря я этим увлеклась, ведь я не совсем терпеливый человек, мне хочется результат быстро и сразу, но керамика учит меня принятию и неторопливости. Всему свое время ;)
Если мир керамики вас заинтересовал и вы хотите начать работу с глиной и глазурями, то приходите на обучение на курс Вероники Калачёвой «Азы керамики». К онлайн-урокам для самостоятельного обучения можно подключиться в любой момент >>>
#керамика ручной работы #керамика #хобби и профессии