Найти тему
О! СЮЖЕТ

Не мсти себе, тебя давно простили.

Прощение самих себя на самом деле связано с получением прощения от Бога. Конечно, это очень вольное истолкование христианских священных текстов. Но, тем не менее, оно верное. Обычно мы говорим о "прощении самих себя", когда не перестаём винить себя за совершенный в прошлом грех или сожалеть по поводу негативных последствий от ранее принятых решений. Сегодня на канале прекрасная история о прощении от Рэя Брэдбери - "От греха моего очисти меня."

В сочельник, ближе к двенадцати, отец Меллон задремал у себя в церкви, но неожиданно быстро проснулся. У него возникло необъяснимое желание встать, распахнуть настежь двери, чтобы впустить внутрь снег, а потом вернуться в исповедальню и ждать. Ждать чего? Кто знал, что он до сих пор в церкви?.. Кому в такой час придет в голову отправиться в церковь, хоть по своей, хоть по чужой воле? И отец Меллон дождался.

Изображения в статье - интернет.
Изображения в статье - интернет.

— Исповедуйте меня, отец, — прошептал чей-то голос, — ибо я грешен!

— Должно быть, на тебе воистину лежит тяжкое бремя греха, коль скоро ты вышел из дому в такую ночь...

И за тонкой перегородкой исповедальни зашелестел грустный голос. 

— Шестьдесят лет назад, когда мне было двенадцать...

В такую же святочную неделю мальчик с бабушкой отправились за рождественскими покупками. Жили они в маленьком городке. И вот они брели нога за ногу, нагруженные подарками и покупками, и бабушка сделала внуку какое-то замечание. Он разозлился и убежал вперёд. Она звала его, потом кричала что есть мочи, чтобы внук вернулся к ней, но он — ни в какую. Старушка плакала в голос, он знал, как она мучается, но его это только раззадорило. Мальчишка захохотал и побежал еще быстрее. Домой он примчался первым. Когда бабушка, едва дыша, появилась на пороге, её сотрясали рыдания. Внуку стало стыдно, и он спрятался…

Воцарилось долгое молчание. Священник пришел на помощь:

— Это все? Продолжай.

Точно так же мальчик поступил и с матерью, причем перед самим Новым годом. Чем-то она его разозлила, и он убежал, хоть и слышал, как она кричит вслед. Зачем?.. Зачем, боже мой, зачем?

Священник не нашелся, что ответить.

Однажды летом какие-то хулиганы избили мальчика. Он увидел на ветке кустарника двух бабочек, нежно трепетавших рядом. Их безмятежность вызвала у него злобу. Тогда мальчик прихлопнул их рукой и растёр в пыль. Отец, какой стыд!

В тринадцать лет у подростка пропал пёс по кличке Бо — убежал и не возвращался трое суток. Он любил его больше жизни. Пёс был необыкновенно умён и бесконечно привязан к своему юному хозяину.

-2

И вдруг питомец исчез, и всё хорошее исчезло вместе с ним. Мальчик ждал и плакал. Снова ждал и молился. Беззвучно кричал: он никогда, никогда не вернется! Но однажды ночью на пороге он увидел своего несчастного Бо: он был весь в грязи, дрожал от холода, но лучился радостью. Хозяин завопил от счастья, втащил пса в дом, захлопнул дверь, упал на колени, прижал его к себе и разревелся. "Какой подарок, какой это был подарок!" Бо подвывал в тон — это были голоса муки и счастья.

А потом вдруг... хозяин избил своего пса. Он молотил его кулаками, ладонями, и снова кулаками, а сам кричал: будешь знать, как уходить без спросу, будешь знать, как убегать, будешь знать... как ты посмел, как посмел?! Он бил пса, а он это безропотно сносил, словно понимал, что оказался недостойным хозяйской любви. Он его лупил, пока пёс не заскулил. Потом мальчик снова обхватил своего пса за шею, прижал к себе и закричал: прости меня, пожалуйста, Бо, прости. Я не хотел. Бо, прости меня…

И пёс смотрел на него такими прекрасными черными глазами, что у мальчика сжалось сердце от стыда. Он так и не смог себя простить. С тех пор его преследует память о его любимой собаке и о собственной жестокости. Каждый год в канун Рождества, перед ним возникает призрак его пса. Пожилой человек терзается чувством вины. О боже мой!..

-3

Незнакомец содрогался от рыданий.

— Отец... разве это не ужасно? Разве это... не позор?

Священник не сумел ответить: у него тоже текли слезы и срывалось дыхание.

— Господь простит меня, отец? — спросил старик.

— Да.

— А вы, отец?

— Да. Но позволь кое-что тебе рассказать, сын мой...

И Мэллон поведал прихожанину о своих грехах. Когда ему было десять лет, с ним произошло то же самое. Точно так же он поступил со своими родителями, а потом так же поступил и с собакой, которую он любил больше всех на свете. Когда она убежала, его охватила ужасная тоска, а когда она вернулась, он тоже гладил её, и бил, и снова гладил... До этой ночи старый священник не рассказывал об этом ни одной живой душе, хотя он регулярно исповедовался своему духовнику. Но об этом молчал. И вот теперь…

-4

— Господь Бог простит нас. Наконец-то мы открылись, осмелились... Что до меня — я тоже прощу тебя. Но напоследок…

Старый священник не договорил: его душили слезы. Незнакомец всё понял и осторожно спросил:

— Отец, вы хотите получить моё прощение?

Отец Мэллон молча кивнул. Собеседник уловил тень от кивка на перегородке и тут же заверил:

— Вы его получили!

Оба ещё долго сидели в темноте.

— Прежде чем уйти, — сказал священник, — выпейте со мной вина.

Послышался бой башенных часов. Вот и Рождество. Определенно, это было лучшее Рождество в его жизни.

Священник поднялся со стула. За перегородкой исповедальни не было слышно ни звука. Отец Мэллон распахнул дверцу и всмотрелся в каморку. Внутри не было никого и ничего. У него отвисла челюсть. Он вытянул руку и ощупал темноту. Там было пусто… Священник поспешил выглянуть на улицу.

Снег кружил в последних отзвуках боя курантов. Улицы давно опустели. Когда он вернулся и затворил двери, его внимание привлекло высокое зеркало при входе. В его отражении он узнал старого знакомого - себя.

Не задумываясь, он поднял руку и осенил его крестным знамением. Человек в зеркале сделал то же самое. Осушив слезы, старый священник пошёл за вином.

А на улице вместе со снегом кружилось Рождество...

Очень хороший рассказ. У Брэдбери таких много. Эта история многое разъясняет, делая сложное для понимания очевидным. Порой может показаться, что отказ простить себя является признаком раскаяния. Но самобичеванием нельзя искупить наши грехи. Это полностью противоречит и сакральному, и житейскому смыслу. Продолжать жить с чувством вины или самонаказания означает отрицать Истину.

Иногда нам нужно простить себя за собственные ошибки, чтобы продолжать двигаться вперёд по жизни.

Согласны?

Вы уже простили себя? Нет?.. Когда собираетесь?